Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Семейное право - Уполномоченные по защите прав ребенка

Уполномоченные по защите прав ребенка

Уполномоченные по защите прав ребенка

Уполномоченный по правам ребенка в Российской Федерации: деятельность и обязанности детского омбудсмена


Конвенция ООН о правах ребенка — главный международный нормативный документ, посвящённый правам несовершеннолетних. Он предписывает государствам защищать интересы детей, определяет объем их прав и рекомендует странам создавать специальные механизмы по обеспечению сохранности интересов несовершеннолетних. В большей части стран, ратифицировавших Конвенцию, такую функцию выполняет институт уполномоченного по правам ребенка. Должность уполномоченного по правам ребенка стала появляться в субъектах РФ с 1998 года после ратификации .

Указ Президента от 2009 г. постановил создать должность Уполномоченного по правам ребенка при Президенте РФ и рекомендовал создавать соответствующий институт в регионах.

Назначение на пост и снятие с него регулируется Конституцией РФ, Федеральным законом № 124

«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

, законами и нормативными актами, созданными в регионах с целью соответствия предписаниям Конвенции.

Федеральный служащий ведет свою работу в Москве.

Он назначается на пост и снимается с него распоряжением Президента РФ. Ответственность за поддержание жизнедеятельности уполномоченного возложено на Общественную палату.

К 2011 году в структуре института уполномоченного выстроилась «вертикаль» власти с федеральным представителем во главе.

Указ Президента № 1518 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» дает следующие возможности федеральному представителю:

  1. уведомлять компетентные лица о своем усмотрении в их постановлениях или действиях (бездействиях), актов ущемления ребенка и адресовать им предложения по исправлению данных видов правонарушений и восстановлению справедливого порядка;
  2. свободно посещать органы власти, организации, ;
  3. самостоятельно или вместе с другими государственными аппаратами и официальными лицами проверять законность действий (бездействий) органов федеральной исполнительной, региональной и муниципальной власти, а также официальных лиц, получать от них интересующие объяснения;
  4. делать запрос о предоставлении необходимой информации в федеральные исполнительные, региональные и муниципальные органы власти, организации и официальным лицам Российской Федерации;
  5. в соответствии с определенным порядком привлекать научные и другие организации, деятелей науки и специалистов для проведения экспертиз в сфере нарушения свобод ребенка.

Детский омбудсмен в регионах России утверждается на пост и функционирует по одной из четырех моделей:

  • Назначается главами администрации и интегрируется в систему исполнительной власти.
  • Избирается законодательным аппаратом власти или с его одобрения, получает парламентский статус и действует на основании региональных законов.
  • Задачи детского омбудсмена возлагаются на депутата законодательного собрания или регионального уполномоченного по правам человека.
  • Деятельность уполномоченного организуется на благотворительных началах.

Исходя из анализа деятельности региональных омбудсменов, выделяют несколько основных задач для их деятельности:

  • Создание условий, гарантирующих ценность легитимных интересов и свобод граждан.
  • Мониторинг текущей ситуации с соблюдением ребенка и инициация совершенствования нормативных актов.
  • Стимулирование межгосударственного сотрудничества в области обеспечения свобод ребенка.
  • Принятие мер с целью восстановить ущемленные интересы ребенка.
  • Поддержание уже действующих и создание новых механизмов по отстаиванию ребенка в спорных ситуациях с органами общегосударственной и муниципальной власти, в обязанности которых входит оберегание интересов ребенка.

Компетенции региональных омбудсменов не закреплены в Федеральном законе.

Их полномочия определяются либо исполнительными органами государственной власти, либо региональными законами — в зависимости от организационно-правового статуса.
Кроме детских омбудсменов, права представляют и другие институты, но более узкоспециализированные:

  1. комиссия по делам несовершеннолетних — защищает интересы детей из неблагополучных семей;
  2. органы опеки и попечительства — следят за благополучием в приемных семьях или специализированных учреждениях.

Уполномоченный взаимодействует со всеми учреждениями, которые выполняют обязанности по прав ребенка, но не замещает их работу. Основными направлениями его деятельности являются следующие:

  1. устранение угрожающих факторов легитимным интересам ребенка;
  2. контролирование законности действий властей, детских учреждений, граждан по отношению к детям;
  3. информирование граждан, в том числе несовершеннолетних, о наличии у детей прав, закрепленных в Конвенции, и возможностях их защиты.
  4. оказание помощи ребенку, в своих правах;

В отличие от прокуратуры, омбудсмен компетентен оберегать интересы узкой группы населения — несовершеннолетних лиц.

При этом он надзирает за сохранностью более широкого перечня их интересов, прописанных в Конвенции. Особенность института уполномоченного по правам ребенка состоит в том, что прибегать к его помощи могут все граждане без возрастных ограничений. Это дает ребенку шанс самостоятельно сообщить об ущемлении своих прав, что исключено при обращении к уполномоченному по правам человека.
Это дает ребенку шанс самостоятельно сообщить об ущемлении своих прав, что исключено при обращении к уполномоченному по правам человека.

Детский омбудсмен лично принимает граждан, а также посещает места, откуда поступила и проводит другие виды проверок, чтобы найти или опровергнуть описанное в заявлении. Но жалоба будет рассмотрена не всегда, а только если она не была принята ранее другими компетентными инстанциями.

Уполномоченный участвует в судебных заседаниях по поводу решения спорных вопросов в отношении интересов несовершеннолетних, но в качестве третьего лица, не наделенного возможностью выдвигать собственные требования.

Такое положение ограничивает возможность интересов детей. Важное направление работы представляет обмен навыками между коллегами, в целях чего в 2005 году была создана Ассоциация детских омбудсменов в субъектах РФ. Сотрудничество между странами происходит в рамках Комитета ООН, Гаагского суда, ЕСПЧ.

Представительство на международной арене реализуется через федерального омбудсмена.

С 2016 года им является Анна Кузнецова.

Главная функция детских омбудсменов состоит в гарантировании и оберегании свобод ребенка. Сегодня в России назначение регионального омбудсмена на пост носит рекомендательный характер.

Отсутствие отдельного закона, прописывающего полномочия и обязанности региональных омбудсменов, их зависимость от исполнительных органов власти в отдельных субъектах часто приводит к формальности и неэффективности работы.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии . Это бесплатно. Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителейПодпишитесь на нас в

Автор: ZakonGuru Поделиться 0 0

Генеральная прокуратураРоссийской Федерации

Защита прав ребенка – одна из важнейших задач государства.

Государственная политика основывается на обеспечении единства прав и обязанностей, ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетнего, причинение ему вреда, создает условия для охраны и защиты этих прав. Органы прокуратуры занимают чрезвычайно важное положение в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних представляет собой самостоятельное направление деятельности органов прокуратуры, охватывает самый широкий спектр работы прокурора и призван обеспечить реальное исполнение законодательства об охране прав и законных интересов несовершеннолетних, пресечение и предупреждение преступности детей.

Прокуратура осуществляет правозащитную функцию в отношении, как неопределенного круга несовершеннолетних, так и детей, у которых законные представители отсутствуют либо не выполняют возложенные на них обязанности по воспитанию, содержанию, а соответствующие структуры не уделяют им должного внимания, что нередко приводит к совершению детьми правонарушений и преступлений.

Прокуратура осуществляет правозащитную функцию в отношении, как неопределенного круга несовершеннолетних, так и детей, у которых законные представители отсутствуют либо не выполняют возложенные на них обязанности по воспитанию, содержанию, а соответствующие структуры не уделяют им должного внимания, что нередко приводит к совершению детьми правонарушений и преступлений. Ежегодно прокурорами разрешаются тысячи обращений, связанных с нарушением прав детей и подростков, проводятся проверки органов и учреждений, работающих с детьми, пресекаются факты незаконных действий чиновников различного уровня, обеспечивается участие в судебных разбирательствах, принимаются меры к восстановлению законности.

Прокуроры выстраивают свою работу в тесном взаимодействии с Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченными по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, органами законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления. Исходя из положений Конвенции ООН о правах ребенка, норм международного права и российского законодательства, закрепляющих приоритет интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни общества и государства, приказом Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» определены основные направления деятельности прокурора:

  1. обеспечение исполнения законодательства об охране здоровья и жизни несовершеннолетних, оказания им качественных медицинских услуг;
  2. исполнение органами и учреждениями системы профилактики, их должностными лицами требований закона о выявлении беспризорных и безнадзорных детей;
  3. осуществление постоянного надзора за исполнением законов о социальной защите несовершеннолетних, обращая особое внимание на своевременность оказания помощи детям, находящимся в социально опасном положении, детям из малообеспеченных и многодетных семей;
  4. требование от органов дознания и следственных органов неукоснительного соблюдения предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством правовых гарантий для несовершеннолетних в ходе досудебного производства по уголовному делу, а также другие направления работы.
  5. пресечение фактов жестокого обращения с детьми, физического, психического и сексуального насилия в семьях, воспитательных и образовательных организациях;
  6. исполнение законодательства об образовании, реализации образовательными организациями прав граждан на общедоступность и бесплатность дошкольного, общего образования и на конкурсной основе бесплатность среднего и высшего профессионального образования;
  7. проверка соблюдения законодательства о защите детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию;
  8. надзор за исполнением органами опеки и попечительства требований законодательства о своевременном выявлении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

При этом прокурор обязан своевременно и принципиально реагировать на случаи нарушения прав несовершеннолетних, принимать исчерпывающие правовые меры к их восстановлению.

Правозащитная деятельность прокуроров и впредь будет осуществляться в соответствии с реализуемой государственной политикой и исходить из состояния законности в сфере защиты прав и законных интересов детей.

Пропущено через сердце

Ежегодный доклад Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка (далее — Доклад) подготовлен в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона № 501-ФЗ «Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 501-ФЗ).

В Докладе отражены результаты деятельности Уполномоченного в 2021 году, оценка соблюдения прав и законных интересов детей в Российской Федерации, а также представлены предложения о совершенствовании их правового положения.

У российских детей есть надежная защита.

Фото: Пресс-служба Уполномоченного по правам ребенкаРеализация прав несовершеннолетних граждан в Российской Федерации обеспечивается системой государственных гарантий, важнейшим элементом которой является институт уполномоченных по правам ребенка. Последовательно принятые Указ Президента Российской Федерации от 01.09.2009 № 986

«Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка»

и Федеральный закон № 501-ФЗ, в соответствии с которым внесены дополнения, изменения в региональные нормативные правовые акты, что позволило обеспечить совершенствование госмер защиты прав и интересов семьи и ребенка.С целью защиты прав и законных интересов несовершеннолетних как на региональном, так и на федеральном уровнях, выстроено эффективное взаимодействие с органами государственной власти и правоохранительными структурами. Широко развернуто взаимодействие с общественными организациями в рамках консультативно-совещательных органов: общественные и экспертные советы, детские общественные советы, «Советы отцов».

В рамках реализации долгосрочных проектов и акций, направленных на защиту законных прав и интересов детей, профилактики нарушений в этой сфере, решения иных задач в сфере детства на постоянной основе осуществляется сотрудничество с «Молодежкой ОНФ», Всероссийским военно-патриотическим общественным движением «ЮНАРМИЯ», Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организацией «Российское движение школьников», Ассоциацией организаций по защите семьи, благотворительными фондами помощи детям и родительским сообществом.В 2021 году Уполномоченный в приоритетном порядке принимал меры по сохранению традиционных семейных ценностей, развитию в регионах детской паллиативной помощи, дополнительного образования, созданию позитивного контента для подростков, организации качественного питания в образовательных организациях, обеспечению детской безопасности, в том числе в летний период, помощи семьям с детьми в тяжелой жизненной ситуации, а также детям группы риска и несовершеннолетним в учреждениях ФСИН России, становлению наставничества и постинтернатного сопровождения выпускников детских домов и интернатов, патриотическому воспитанию подрастающего поколения.В Докладе отражена информация о деятельности Уполномоченного по разрешению указанных ключевых проблем, в том числе в свете выработки эффективных алгоритмов действий и законодательных инициатив на современные вызовы в сфере детства, такие как деструктивный контент в информационном пространстве, жестокость в подростковой среде, рост преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, в том числе с использованием сети Интернет, дети в зонах вооруженных конфликтов, вовлечение подростков в протестные акции и митинги.Первый раздел Доклада рассказывает об основных направлениях деятельности Уполномоченного, призванных максимально эффективно реагировать как при работе над конкретным случаем, так и вырабатывать системные меры по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, а также оказанию помощи семьям с детьми, среди них работа с обращениями граждан в защиту прав несовершеннолетних, в частности, по возвращению российских детей из зон вооруженных конфликтов на территории Республики Ирак и Сирийской Арабской Республики.Детальный анализ обращений, их динамики в сопоставлении с данными мониторингов, проведенных проверок, статистики федеральных ведомств позволили Уполномоченному выделить ряд наиболее острых вопросов, которые требуют скорейшего разрешения, принятия точных и эффективных мер.

Совместно с уполномоченными в субъектах РФ, представителями органов государственной власти, правоохранительных структур, общественных организаций, экспертов в различных сферах деятельности были выработаны соответствующие предложения о принятии нормативно-правовых актов, а также предложения, направленные на совершенствование государственной политики по защите семьи, материнства, отцовства и детства в Российской Федерации.

Помимо этого, в 2021 году Уполномоченным было рассмотрено свыше 140 законопроектов, нормативно-правовых актов и инициатив по совершенствованию законодательства, на 70 законопроектов даны соответствующие заключения.Особое внимание Уполномоченного уделено вопросам охраны детского здоровья — доступности и качеству диагностики и оказываемой медицинской помощи, бесперебойному обеспечению лекарственными препаратами и лечебным питанием, в том числе в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Помимо этого, в 2021 году Уполномоченным было рассмотрено свыше 140 законопроектов, нормативно-правовых актов и инициатив по совершенствованию законодательства, на 70 законопроектов даны соответствующие заключения.Особое внимание Уполномоченного уделено вопросам охраны детского здоровья — доступности и качеству диагностики и оказываемой медицинской помощи, бесперебойному обеспечению лекарственными препаратами и лечебным питанием, в том числе в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Часть предложений Уполномоченного уже были учтены при разработке соответствующих законов и нормативно-правовых актов (правовое регулирование в сфере оказания паллиативной помощи детям, соблюдение прав детей, страдающих инсулинозависимым диабетом). Вместе с тем некоторые вопросы в сфере охраны здоровья по-прежнему являются острыми и ждут своего решения (обеспечение лекарственными препаратами детей с орфанными заболеваниями, доступность неинвазивных альтернативных методов туберкулинодиагностики, совершенствование организации и проведения диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и другие).Значимое место в деятельности Уполномоченного занимают вопросы, связанные с детской безопасностью, в частности профилактика преступлений в отношении несовершеннолетних, профилактика чрезвычайных происшествий в общеобразовательных организациях, меры, направленные на совершенствование информационной безопасности, развитие и продвижение детского созидательного контента, увеличение охвата детей организованными формами отдыха и дополнительной занятости.

Решение вопросов безопасности требует консолидации усилий как законодателей, правоохранительных органов, профильных министерств и ведомств, так и общественных организаций, экспертного сообщества, СМИ.В 2021 году приняты меры в защиту более 1 тыс. воспитанников детских домов-интернатов, в интересах более 5,5 млн детей проведена работа по предупреждению и устранению нарушений, выявленных в ходе мониторинга организации питания в образовательных учреждениях.Проведенные инспекционные проверки в регионах, работа в рамках Экспертного и Общественного советов, участие в рабочих группах и комиссиях органов государственной власти позволили Уполномоченному сформировать комплекс мер по различным направлениям деятельности. Ряд предложений уже нашли отражение в соответствующих документах и реализуются.

Так, например, Постановлением Правительства РФ на Росмолодежь возложены функции по мониторингу распространения информации в сети Интернет, склоняющей детей к действиям, представляющим угрозу для их жизни. Кроме того, внесены изменения в Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ

«Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

. Вместе с тем часть предложений находится в проработке, и Уполномоченный продолжит добиваться их принятия.

В частности, необходимо совершенствовать механизмы борьбы с преступлениями, совершаемыми в отношении несовершеннолетних, нуждается в разработке алгоритм выявления несовершеннолетних — участников запрещенных групп и последующей профилактической работы с ними, необходимо также принятие дополнительных мер, направленных на развитие позитивного контента для детей.Блок важнейших вопросов по защите прав детей касается социальной сферы — меры поддержки семей с детьми, в том числе многодетных и семей, воспитывающих детей-инвалидов.

С целью создания благоприятных демографических условий Уполномоченный считает необходимым выстроить эффективную систему поддержки многодетных семей, в этой связи важную роль играет принятие федерального закона

«О правовом положении многодетных семей в Российской Федерации»

, в разработке которого Уполномоченный принимал непосредственное участие.В зоне особого внимания Уполномоченного — соблюдение прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.Уполномоченным разработан и апробирован проект «Качество детства», которому предшествовала серьезная аналитическая работа с привлечением общественных организаций, экспертного сообщества и профильных ведомств.

Инициатива призвана повысить качество и эффективность государственного управления в сфере детства в субъектах Российской Федерации.

Создание новой модели оценки актуального состояния этой деятельности в регионах с использованием цифровых технологий, различных параметров статистических данных, организация обратной связи от родительского сообщества о качестве и доступности инфраструктуры детства позволит органам власти своевременно принимать управленческие решения в сфере поддержки института семьи, материнства, отцовства и детства.

Главная задача «Качества детства» — не выстроить рейтинг детского благополучия регионов, а выявить слабые звенья в сфере детской политики и помочь субъектам Российской Федерации найти наиболее эффективные решения.Второй раздел полностью посвящен правоприменительной деятельности Уполномоченного по защите основных прав и законных интересов ребенка в основных сферах его жизнедеятельности.Кроме того, по каждому из этих направлений Уполномоченным выработаны и изложены рекомендации органам исполнительной власти Российской Федерации, органам исполнительной власти субъектов РФ, и субъектам права законодательной инициативы, направленные на улучшение положения российских детей. •Нажмите, чтобы открыть полный текст докладаРабота с обращениями гражданКоличество обращений граждан в адрес Уполномоченного в 2021 году по сравнению с 2018 годом увеличилось на 27,2%.

На 28,2% выросло число граждан, принятых на личном приеме Уполномоченным и сотрудниками его аппарата. Оперативному информированию о нарушениях прав ребенка и незамедлительному принятию мер для их восстановления способствовало увеличение на 54,0% числа обращений, поступивших по электронной почте.

Информированности о проблемах в сфере детства дополнительно способствовал ежедневный мониторинг социальных сетей и материалов в СМИ, благодаря этому количество инициированных Уполномоченным проверок по случаям нарушений прав детей и семей с детьми увеличилось в 5 раз.Основную категорию заявителей традиционно составляют родители, количество их обращений увеличилось на 18,6%, от иных родственников ребенка — выросло на 22,9%.

Отмечен рост на 6,7% числа обращений от многодетных семей.

Самую малочисленную, но вместе с тем важнейшую категорию заявителей составляют сами дети, количество их обращений сократилось на 26,1%, они затрагивают в основном семейные отношения и вопросы образования.Особое внимание уделяется семьям, принявшим на воспитание детей.

Число обращений приемных родителей увеличилось на 3,1%, они касаются социального обеспечения опекаемых детей, защиты их жилищных прав, охраны здоровья и получения образования.

На 7,1% больше поступило обращений от лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Родителей данной категории волнуют проблемы жизнеустройства их детей, общения с ними, если они находятся в замещающих семьях, а также вопросы образования, охраны здоровья и социального обеспечения детей.Количество коллективных обращений граждан в защиту прав несовершеннолетних выросло на 8,9%, в их числе — реализация прав в сфере образования и охраны здоровья.

Кроме того, к Уполномоченному обращаются общественные организации и фонды, число таких обращений увеличилось на 27,0%, в частности по вопросам проживания тяжелобольных детей, получающих лечение не по месту их регистрации.В 2021 году депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в адрес Уполномоченного направили 91 обращение граждан в защиту прав несовершеннолетних.

Как правило, указанные проблемы требовали принятия комплексных мер на основе межведомственного взаимодействия с органами исполнительной власти.Обращения поступали из всех субъектов РФ, но больше всего из Москвы (20,5%), Московской области (9,1%), Краснодарского края (5,0%), Приморского края (2,8%), Санкт-Петербурга (2,8%), Ростовской области (2,2%), Свердловской области (2,2%), Красноярского края (1,6%), Республики Башкортостан (1,6%), Челябинской области (1,5%).Количество обращений по жилищным вопросам в 2021 году, несмотря на снижение на 4,3%, остается по-прежнему значительным. Как правило, они связаны с трудностями реализации права на жилище многодетными семьями, детьми-инвалидами, в том числе страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, а также лицами из числа детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей.Семейные споры о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей, осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка, устранение препятствий к общению с ребенком его близких родственников, возврат родителям (иным законным представителям) ребенка от любых лиц, удерживающих его у себя не на основании закона или судебного решения и иные семейные проблемы обусловили рост на 22,9% обращений на действия (бездействие) органов опеки и попечительства.В 2021 году на 37,1% выросло количество обращений по вопросам судебной защиты и оказания квалифицированной юридической помощи. Граждане обжаловали решения судов, по их мнению, не отвечающие интересам несовершеннолетних.В ряде случаев Уполномоченный в ходе реализации возложенных на него задач по собственной инициативе участвовал в судебных разбирательствах по гражданским делам, давал заключения в целях защиты прав и законных интересов детей.Также отмечен рост на 29,5% обращений граждан по проблемам в сфере образования, среди основных вопросов — доступность дошкольного образования, нехватка мест в общеобразовательных организациях, особенно при зачислении ребенка в первый класс, образование детей с особыми потребностями, а также конфликтные ситуации между участниками образовательного процесса, неудовлетворительное состояние пешеходных и автомобильных дорог у образовательных организаций.На 19,3% увеличилось количество обращений по вопросам социального обеспечения несовершеннолетних.

В частности, многодетные семьи жаловались на отказы в социальных выплатах в связи со сменой места жительства.Также сообщалось о нарушениях прав детей-инвалидов на государственную помощь в виде набора социальных услуг, а также при реализации права на материнский (семейный) капитал лицами, приобретшими гражданство Российской Федерации после рождения в семье второго и последующих детей.Особую обеспокоенность вызывает рост на 87,9% обращений граждан в сфере охраны здоровья несовершеннолетних. Законные представители жаловались на то, что дети вовремя не получали необходимые им препараты, включая незарегистрированные на территории РФ лекарства, на замену оригинальных лекарств дженериками, трудности прохождения медико-социальной экспертизы, качество предоставления медицинской помощи в регионе, в том числе медицинское сопровождение детей с орфанными заболеваниями. В России в 2013 году насчитывалось порядка 5,5 тыс.

детей с редкими заболеваниями, а в 2021-м — уже 7,5 тыс.В 2021 году в 2,6 раза выросло количество обращений в сфере отдыха и оздоровления несовершеннолетних, среди которых — жалобы на отказы в предоставлении детям путевок, нарушения условий пребывания и перевозок детей к местам отдыха.Родители также обращались по вопросам качества оказания в регионах паллиативной медицинской помощи детям. Кроме того, на 64,4% возросло количество обращений по вопросам получения несовершеннолетними гражданства РФ, паспортизации, въезда и выезда из России, а также защиты от перемещения и удержания на территории иностранного государства.Число положительных решений по результатам рассмотрения обращений в адрес Уполномоченного увеличилось в 2,2 раза, в результате реальную помощь получили многодетные семьи, несовершеннолетние, приемные родители, принявшие детей на воспитание в семью, выпускники детских домов, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также семьи военнослужащих.Наибольшее количество положительных решений удалось достичь в сфере семейных правоотношений, в том числе по вопросам опеки и попечительства, определения места жительства ребенка, а также спорам, связанным с воспитанием детей, и семейных правоотношений с иностранным элементом, по вопросам защиты имущественных прав несовершеннолетних (в том числе жилищных и наследственных прав, выплаты алиментов), профилактики правонарушений в отношении несовершеннолетних и с их участием, образования, охраны здоровья, социального обеспечения, отдыха и оздоровления, миграции, труда и занятости, защиты от информации, причиняющей вред здоровью детей.Таким образом, по обращениям граждан, общественных и государственных организаций, а также самих несовершеннолетних по всему спектру жизнедеятельности ребенка Уполномоченным оказывается содействие в рамках его компетенции. Ни одно из обращений, включая поступившие через различные социальные группы и мессенджеры в сети Интернет, ни одно сообщение о нарушении прав ребенка, в том числе полученное через СМИ, не остаются без внимания института уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации.

По каждому обращению даются мотивированные ответы, проводятся инспекционные поездки, организованы личные приемы граждан и телефонные консультации, при необходимости формируются запросы в федеральные и региональные органы государственной власти.

Общество Семья и дети Президент Уполномоченный по правам ребенка

Уполномоченный по правам ребенка в РФ

08.09.2019Права детей защищены как отечественным, так и международным законодательством.

Кроме основных органов, ответственных за данные процессы, существует специальная должность омбудсмена, который является уполномоченным лицом. У него имеется ряд задач широкого профиля.

Его деятельность связана с различными обязанностями в отношении соблюдения всех законодательных норм, которые связаны с несовершеннолетними. Вся деятельность строго регламентирована и имеет ряд особенностей. Уполномоченное лицо вправе защищать весь набор гарантий, которые регламентированы законодательством в отношении граждан младше 18 лет.

С момента рождения в РФ каждый человек получает определенный набор гарантий и обязательств. Несовершеннолетние, то есть лица до 18 лет, имеют расширенный набор гарантий, так как считаются уязвимой социальной группой, которая нуждается в усиленной защите. Законодательством прописано несколько основных возможностей, которые им выдаются при рождении сверх обычных гарантий остальным гражданам.

Основными законодательными актами являются Конституция РФ, а также специальная Декларация. Дополнительно разработаны федеральные нормативные акты, которые позволяют обеспечить таких граждан необходимой защитой.

Права ребенкаУполномоченное лицо занимается защитой любых гарантий.

Получается, что должность имеет универсальный круг обязанностей, так как омбудсмен должен следить за соблюдением всех норм.Основной список прав:

  1. наличие семьи. Воспитание производится в собственной семье, за исключением случаев противоречия интересам несовершеннолетнего и ущемлению его прав;
  2. право на жизнь, а также защиту здоровья и различных гарантий;
  3. наличие фамилии, имени и отчества.
  4. возможность общения с родственниками, если этот момент не ограничен или не исключен судебным решением. В остальных случаях препятствие общению считается нарушением прав и свобод;
  5. возможность участвовать в своей жизни и иметь собственное мнение. Так как ребенок является личностью, то его мнение должно быть учтено. Например, при возрасте 10 лет он имеет право участвовать в принятии решения по деятельности органов опеки, в частности при лишении или ограничении прав родителей;

Все указанные права и гарантии закрепляются в семейном законодательстве. Также несовершеннолетний, как и любой другой человек, имеет право на имущественные права. Отдельным видом прав считается возможность получить помощь в образовании, лечении.Защитой прав могут заниматься родители или другие законные представители, а также прокуратура, работники опеки, полиция и судебная система.

Дополнительно существует два варианта уполномоченных лиц, которые занимаются общими, то есть федеральными делами, или курируют деятельность по защите детей в регионах.

Деятельность омбудсмена полностью соответствует российскому и международному законодательству в сфере защиты малолетних граждан.

Главным назначением этой должности является контроль за соблюдением всех положений и нормативно-правовых актов. Дополнительно у уполномоченного лица есть специальный список задач, который должен выполняться.Важно!

Занимать соответствующую должность может только то лицо, которое подходит по всем критериям.

При наличии нарушений или несоответствий уполномоченное лицо освобождается с занимаемой должности.Все особенности работы таких лиц прописаны в ФЗ N -ФЗ, который регламентирует все возможности должности.Уполномоченное лицо имеет большой набор функций. Среди них:

  1. содействие восстановительному процессу при нарушении прав;
  2. контроль за исполнением и полноценным соблюдением любых нормативных актов и законов, которые касаются несовершеннолетних. В данном случае не имеет значение происхождение акта, который может являться отечественным или принятым на международном уровне;
  3. контроль за деятельностью местных органов, работающих в сфере устранения нарушений. Дополнительно им могут выдаваться рекомендации;
  4. обеспечение взаимодействия различных инстанций;
  5. просвещение родителей и их детей об их правовых возможностях, а также о комплексе обязательств по защите прав;
  6. оказание помощи родителям, чей отпрыск оказался в сложной ситуации;
  7. обобщение и анализ практики с привлечением специалистов или учреждений;
  8. обеспечение охраны лиц младше 18 лет от различных правонарушений в их сторону, в том числе любых насильственных форм обращения.

У уполномоченного при Президенте есть ряд задач, имеющих высокий приоритет.

Список:

  1. обобщаются сведения, в том числе полученные из практики;
  2. рекомендация региональным органам по устранению угроз и ущемлений в отношении прав несовершеннолетних;
  3. контроль за исполнением положений и норм различных законодательных актов, включая Конституцию;
  4. разработка и исследование возможных противодейственных механизмов, которые позволят снизить риск ущемления прав ребенка.

В соответствии с тем, что у должностных лиц есть много обязанностей и задач их список прав является расширенным. Это позволяет полноценно осуществлять свою работу.Возможные действия с учетом прав должностного лица:

  1. запрос полноценной информации у любого компетентного органа федерального или регионального уровня;
  2. посещение организаций и предприятий, которые имеют различные связи с несовершеннолетними, например, занимаются обучением или имеют наемных работников младше 18 лет;
  3. требование отчетности от остальных должностных лиц с наличием полного объяснения по различным фактам и делам.

Важным моментом является невозможность воспрещения доступа к необходимой информации уполномоченному лицу даже при наличии ЧС в регионе или определенной местности.Стоит учесть, что уполномоченный не замещает другие органы, а помогает наладить их работу. Например, с помощью обращения к омбудсмену можно решить проблему с привлечением других органов, в частности прокуратуры или суда.

Структура аппарата омбудсменаОмбудсмен должен иметь определенный перечень качеств, которые необходимы при его деятельности.

Список:

  1. все дополнительные требования соответствующие стандартным для гражданского служащего.
  2. наличие педагогического опыта работы более 5 лет. Это позволяет понимать сферу и более грамотно подходить к своей работе;
  3. наличие беспорочного прошлого. Получается, что любой безнравственный поступок является основанием для отказа в должности;
  4. 30 лет — минимальный возраст;
  5. желательная беспартийность, так как деятельность должна быть сосредоточена в обеспечении прав ребенка, а не интересов определенной группы лиц;
  6. гражданство РФ;
  7. высшее образование юридического типа. Дополнительно есть требования по обязательному знанию семейного законодательства, а также всех международных норм;
  8. отсутствие других должностей, включая те, что имеются в представительстве органов или регионов;

При несоблюдении данных правил занять должность невозможно. При уже нахождении на должности последует досрочное освобождение, которое также возможно при прописанных случаях:

  1. получение гражданства другой страны или утрата гражданства РФ;
  2. совершенный аморальный поступок.
  3. недееспособность или невозможность выполнять обязательства в течение периода более 4 месяцев;
  4. судебные тяжбы вследствие недостойных дел;
  5. смерть или признание пропавшим без вести;
  6. самостоятельный отказ от должности;
  7. не исполняются обязанности в полной мере;

Требуется учесть, что омбудсмен является публичным лицом, которое должно иметь безупречную репутацию.

Обращение в Институт уполномоченного производится при различных проблемах и нарушениях.

Наиболее частые случаи:

  1. необходимость оспаривания судебных решений. С такой просьбой могут обращаться любые законные представители;
  2. оспаривание решения суда при уголовном или гражданском деле;
  3. дальнейшее обжалование судебных постановлений после подачи апелляции.
  4. бездействие или неправомерные действия лиц и органов федерального, регионального значения. Например, игнорирование необходимости предоставления жилья лицам, которые являются сиротами;

Обращение может осуществлять не только родитель, но и другие лица, например, опекуны инвалидов.Получается, что любое нарушение установленных гарантий дает возможность обращаться к омбудсмену и другим уполномоченным лицам.Необходимо учитывать, что обращение должно быть официальным и не иметь нарушений. Для этого составляется жалоба, не имеющая ошибок, неточностей и любых лексических оборотов, которые являются просторечными или нецензурными.Жалоба детскому омбудсмену должна правильно оформляться и передаваться установленным способом. Варианты подачи жалобы:

  1. электронный. Для этого используется официальный сайт, где заполняется представленная анкетная форма и заполняются все контактные данные;

    Форма электронного обрщения

  2. личный прием через запись с заранее подготовленным бланком;
  3. социальная сеть с обращением в установленной форме, то есть с написанием полноценной жалобы. Для отправки используется официальная страница уполномоченного лица.
  4. почтой с использованием заказного письма с уведомлением о получении;
  5. факс;
  6. использование электронной почты;

Важно!

При каждом варианте обращения необходимо использовать письменную форму жалобы, которая позволит получить ответ в любом случае.

Также необходимо полностью расписать ситуацию и свою просьбу.Есть два типа уполномоченных лиц.

Первые имеют федеральный характер, то есть их деятельность регламентируется возможностью предоставлять интересы малолетних в любом регионе. Такие лица назначаются прямым указом Президента Российской Федерации.Региональные омбудсмены могут назначаться региональными органами власти.

Снятие с должности производится тем лицом, которое осуществляло назначение.

Отчет о работе производится в полной форме с информированием общественности и всех заинтересованных органов.Вся деятельность является подотчетной, что означает ее документальное оформление.Отчеты могут быть месячными или годовыми.

В последнем случае оформляется полноценный доклад с включенной в него статистикой и всеми показателями, относящимися к несовершеннолетним и их правам.На заметку! Уполномоченные лица вправе требовать формирования таких отчетов с подконтрольных ему органов и выдаче им полноценной информации в необходимом варианте.

Из таких отчетов делается статистическая выкладка с привлечением требуемых специалистов и организаций.Вся отчетность используется для предоставления обществу с привлечением внимания к проблемам, связанным с детством и правами несовершеннолетних.Кроме федеральных должностей с 1998 года были введены региональные, которые в 2011 году получили парламентские полномочия.

Деятельность регионального детского омбудсмена включает в себя:

  1. восстановление прав, а также обращения в судебные или другие органы для производственных процессов в отношении виновного лица;
  2. анализ деятельности и проблем;
  3. разработка новых правовых положений регионального уровня, которые могут помочь детям сохранить их права в неприкосновенности и не допустить их нарушения.
  4. сохранение интересов и прав лиц младше 18 лет, а также создание комплексов мер, которые помогают в этой деятельности с привлечением компетентных органов;

Получается, что деятельность региональных должностных лиц мало отличается от федеральных уполномоченных. Единственным моментом считается меньшее влияние на различные органы, в частности федерального значения и работа в конкретном регионе.Уполномоченные лица обязаны следить за сохранностью всех прав и интересов ребенка на федеральном и региональном уровне.

Их деятельность прописана в законодательстве и связана с большим количеством полномочий, необходимых для полноценной защиты детей на любом уровне.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+