Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Сиротство социальное сиротство его причины

Сиротство социальное сиротство его причины

Социальное сиротство: понятие, причины и последствия


ВВЕДЕНИЕ Актуальность проблемы беспризорности и социального сиротства усиливает статистика последних лет, свидетельствующая о сохранившейся в России негативной тенденции роста числа беспризорных детей. Детская беспризорность – острое и масштабное социально опасное явление для национальной безопасности страны и региона. Существует потребность радикального повышения эффективности работы всех структур государства, ответственных за решение проблем беспризорного детства. Необходим поиск нестандартных путей снижения остроты и негативных последствий отклоняющегося поведения детей и подростков.

Современный кризис, охвативший все мировое сообщество, характеризуется такими общими для разных стран чертами, как усиление социальной отчужденности среди молодежи, все большее распространение в детской среде саморазрушающего поведения, что приводит к росту преступности, проституции, наркомании, алкоголизма и других негативных явлений. Все более ощутимым становится разрушение института семьи.

Семья не в состоянии проявлять достаточную заботу о своих детях, не выполняет родительских обязанностей, нередко сама создает условия, опасные для жизни и развития детей.

Социальные сироты и беспризорные дети являются основным источником пополнения криминальных структур, роста детской и подростковой проституции. Проблема детской беспризорности становится проблемой национальной безопасности не только настоящего времени, но и будущего и может иметь далекоидущие неблагоприятные последствия. А именно: рост доли асоциальной прослойки детей и подростков; формирование социально проблемной молодежи; резкое ухудшение физического и психического здоровья населения; снижение прослойки образованного населения, интеллектуального, трудового и профессионального потенциалов нации в целом.

Беспризорность и социальное сиротство – это социальная почва для произрастания девиантного поведения, которое очень быстро перерастает в делинквентное, а затем в криминальное поведение. Это концентрированно ненормальная среда, где негативные процессы чрезвычайно ускоряются, а позитивные, напротив, замедляются. Вот почему с беспризорностью как источником девиантности очень трудно бороться.

Впрочем, присмотримся к этому явлению поближе. Детская беспризорность – это отсутствие у детей и подростков места жительства или места пребывания.

Это особое социальное положение несовершеннолетнего, которое можно назвать еще экстремальным и маргинальным.

Его характеризуют такие признаки, как:

  1. отсутствие постоянного места жительства (бездомность);
  2. разрыв отношений с родителями (либо лицами, заменяющими их), родственниками, педагогами, воспитателями;
  3. незанятость общественно полезным трудом (учебой, работой).
  4. отчуждение от всех институтов социализации детей и подростков (семьи, учебно-воспитательных, досуговых, медицинских учреждений);

Социальное сиротство – социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими.

Объектом данной работы является социальное сиротство и беспризорность. Предметом стали причины и последствия социального сиротства и беспризорности. Цель работы – изучить причины и последствия детской беспризорности и социального сиротства в России.
Задачи:

  1. выяснить причины их возникновения;
  2. рассмотреть последствия беспризорности и сиротства
  3. описать методы профилактики и устранению причин способствующих возникновению беспризорности и социального сиротства.
  4. выявить сущность детской беспризорности и социального сиротства;

1.

В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство берет на себя заботу о развитии и воспитании таких детей. Ребенок, потерявший родителей – это особый, по-настоящему трагический мир.

Ребенок, потерявший родителей – это особый, по-настоящему трагический мир. Потребность иметь семью, отца и мать – одна из сильнейших потребностей ребенка. В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях широко используются два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство).

Дети-сироты – это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Социальный сирота – это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем.

В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях. Социальное сиротство – явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими.

Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации.

Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. С возникновением классового общества появляется и так называемое «социальное сиротство», когда дети лишаются попечения родителей в силу нежелания или невозможности осуществлять последними родительские обязанности, в силу чего родители отказываются от ребенка или устраняются от его воспитания. Сиротство – социальное явление, характеризующее образ жизни детей, оставшихся без попечения родителей.

Длительное время к сиротам относились дети, потерявшие родителей вследствие их смерти.

В XX-XXI веках во многих странах мира социально-экономические и нравственные процессы в обществе обусловили появление социального сиротства как социального явления, выражающегося в устранении родителей от обязанностей по отношению к своим детям.

Сиротой считается ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения, либо не может оставаться в таком окружении, и имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемую государством. Дети считаются сиротами в связи с уклонением родителей от их воспитания или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка, оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Основную по численности категорию детей-сирот составляют дети, родители которых в результате общественного поведения лишены родительских прав. Социальные сироты – это дети, имеющие родителей, которые лишены родительских прав, страдают тяжёлыми хроническими заболеваниями, в том числе психическими, алкоголизмом, наркоманией и другие. Выделяется большая группа детей-сирот, от которых по различным причинам отказались родители (наиболее часто отказываются одинокие матери, родившие детей вне брака, а также родители, у которых дети родились с нарушениями в психофизическом развитии).

Ученые выделяют и так называемую категорию «скрытых сирот», к которым относят детей, чье положение скрыто от государства, и они долгое время не получают помощи. Некоторые дети сами покидают свои неблагополучные семьи по причине плохого и даже жестокого обращения с ними. Таким образом, социальный сирота – это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем.

В дальнейшем в работе мы будем опираться на это понятие.

В этом случае заботу о детях берет на себя государство. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях.

Социальное сиротство рассматривается как социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и так далее. В настоящее время, в российском общественном сознании такое явление как социальное сиротство связывается с целым комплексом причин: политических, социальных, медицинских, психологических и других причин.

Причинами социального сиротства являются природные катаклизмы и социальные потрясения — войны, межнациональные конфликты и другие явления, порождающие проблемы беженцев, вынужденных переселенцев. К числу непосредственных причин социального сиротства относятся следующие: – добровольный отказ родителей (чаще матери) от своего несовершеннолетнего ребенка, чаще всего это отказ от новорожденного в родильном доме.

С юридической точки зрения отказ от ребенка — правовой акт, который официально подтверждается специальным юридическим документом. В течение 3-х месяцев родители (мать) могут изменить свое решение, и ребенок может быть возвращен в семью; – принудительное изъятие ребенка из семьи, когда в целях защиты прав, жизни и интересов ребенка родителей лишают родительских прав.

В основном это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители страдают алкоголизмом, наркоманией, ведут асоциальный образ жизни, недееспособны и так далее.

Лишение родителей родительских прав – это также правовой акт, который осуществляется по решению суда и оформляется специальным юридическим документом. К условиям, провоцирующим социальное сиротство, можно отнести следующие: 1) социально-экономические: безработица, невозможность получения жилья, снижение заработной платы, снижение общего материального уровня жизни, постоянный рост цен, невозможность организовать оздоровительные мероприятия и отдых детей, обнищание семьи, недостаточная экономическая поддержка молодой семьи; 2) кризис семьи: распад семьи, рост числа внебрачных детей, раннее материнство, рост семейного алкоголизма, наркомании, токсикомании среди родителей, рост правонарушений (родители отбывают наказание в тюрьмах, изоляторах, колониях и так далее, а дети находятся в детских домах); 3) педагогическая несостоятельность семьи: утрата традиций, отсутствие связи поколений, безнадзорность детей, снижение ценности семьи в обществе, снижение воспитательного потенциала системы образования, снижение ответственности родителей за воспитание детей, нарушение прав детей, жестокое отношение к ребенку; 4) снижение воспитательного потенциала системы образования: перекос в сторону обучения, снижение числа детских общественных организаций, сужение сферы внешкольной деятельности, переориентация системы дополнительного образования на образовательные услуги; 5) неэффективная государственная политика в области разработки четких правовых норм, регулирующих ответственность родителей за воспитание своих детей; 6) исчезновение системы воспитательной работы с детьми, подростками и родителями по месту жительства; 7) развитие детской и молодежной субкультуры, не учитывающей традиционных норм духовности и нравственности; 8) рост влияния СМИ массовой культуры на субкультуру молодого поколения. Как следствие – разрыв поколений, пропаганда через средства массовой информации новых форм и ценностей поведения детей и молодежи; 9) недостаточное развитие службы помощи детям, в том числе защиты их прав.

Из вышеперечисленных условий, порождающих социальное сиротство, одним из основополагающих является кризис современной семьи. Кризис современной семьи негативно отразился на состоянии детства в стране, приведя к росту социального сиротства и увеличению числа таких специфических учреждений, как детские дома и школы-интернаты.

Впервые проблемой стало их переуплотнение. Проблема отказа матери от своего новорожденного ребенка – распространенное социальное явление. Роль социальных факторов в формировании искажений материнского поведения столь велика и очевидна, что многие исследователи непосредственно сводят именно к ним всю спорную проблему причинности социального сиротства.

Роль социальных факторов в формировании искажений материнского поведения столь велика и очевидна, что многие исследователи непосредственно сводят именно к ним всю спорную проблему причинности социального сиротства. Вывод: Во-первых, социальный сирота, это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем.

Во-вторых, основными причинами сиротства детей в нашей стране являются отказ от ребенка в родильном доме, смерть или неизлечимая болезнь родителей ребенка, а также лишение родительских прав родителей ребенка в связи со злостным невыполнением ими своих обязанностей, то есть социальная дезорганизация семьи, финансово-экономические трудности, асоциальное поведение родителей (пьянство, наркомания, преступное поведение).

В-третьих, в России продолжается рост социального сиротства, специализированные учреждения заполнены детьми, оставшимися без попечения родителей. В связи с этим остро стоит вопрос о профилактике социального сиротства и развития данной технологии в разных ведомствах и на разных уровнях. 2. Характеристика беспризорности в России Изменения, происходящие в политической, экономической и социальной сферах, духовно – нравственные трудности нашей жизни стали существенным фактором, дестабилизирующим традиционные семейные отношения.

С каждым годом увеличивается количество семей, не способных надлежащим образом обеспечить содержание и воспитание детей. Заявило о себе так называемое «социальное сиротство», т. е сиротство при живых родителях.

Падение уровня жизни, увеличение числа неблагоприятных (асоциальных) семей, утрата нравственных устоев привели к тому, что дети зачастую «вытесняются» на улицу, следствием чего является невиданный с послевоенного времени рост беспризорности.

Неконтролируемая алкоголизация, рост потребления наркотических средств являются определяющими факторами ухудшения психического здоровья населения России и вносят решающий вклад в депопуляцию страны. Алкогольно-наркотическая эпидемия становится национальной трагедией России, угрожающей безопасности не только отдельной личности, но и государства в целом.

Детская беспризорность — социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства. Отличительными признаками беспризорности являются: полное прекращение связи с семьёй, родителями, родственниками; проживание в местах, не предназначенных для человеческого жилья; добывание средств к жизни способами, не признаваемыми в обществе (попрошайничество, воровство); подчинение неформальным законам. Беспризорность вызывается причинами социально-экономического характера, такими как войны, революции, голод, стихийные бедствия и другие изменения условий жизни, влекущие за собой сиротство детей.

Росту беспризорности способствуют экономические кризисы, безработица, нужда и детская эксплуатация, конфликтная обстановка в семьях, асоциальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми. Выделяются также медико-психологические причины (склонность некоторых несовершеннолетних к асоциальному поведению). Беспризорность влечёт за собой тяжёлые социальные последствия, такие как рост правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, проституция, алкоголизм, наркомания.

Беспризорные дети, лишённые средств к существованию, могут подвергаться коммерческой и криминальной эксплуатации. Беспризорники вовлекаются в криминальные сферы деятельности (работа на улице во вредных условиях, проституция, порнографический бизнес, торговля табачной, алкогольной продукцией), связанные с риском для здоровья, психологического и социального развития. В стране продолжается неуклонный рост числа больных алкогольными психозами и алкогольным слабоумием.

Критическим является положение с психическим здоровьем детей, продолжается рост числа умственно отсталых детей, что также обусловлено масштабами пьянства и увеличением числа больных алкоголизмом в стране. Растут показатели числа больных алкоголизмом среди детей, подростков и женщин.

Такое явление в России как социальные сироты, является следствием алкогольной деградации и потери духовных ценностей. Беспризорные дети – это дети, которые не имеют родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных занятий, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания.

На рост беспризорности влияют кризисные явления в семье, нарушение ее структуры и функций, рост числа разводов, рост многодетных и бедных семей.

Распространение указанных социальных явлений содержит в себе очевидную угрозу нормальному развитию государства, поскольку способствует росту преступности, наркомании, увеличению количества заболеваний, снижает производительность труда, подрывает нравственные устои общества. Беспризорность детей является угрозой, будущему России, так как перспективы развития государства непосредственно зависят от физического здоровья, нравственного воспитания и образования подрастающего поколения.
Беспризорность детей является угрозой, будущему России, так как перспективы развития государства непосредственно зависят от физического здоровья, нравственного воспитания и образования подрастающего поколения. В неполной семье воспитывается сегодня каждый седьмой российский ребенок.

Ослаб воспитательный потенциал семей, разрушаются ее нравственные устои, утрачиваются фундаментальные человеческие ценности. Среди причин, обусловливающих утрату семейных связей, – конфликтные отношения в семье, сопровождающиеся насилием, агрессивностью, жестоким обращением со стороны родителей. Причиной побегов детей из дома нередко являются разводы либо вступление в брак одинокого родителя, прежде проживающего с несовершеннолетним ребенком.

Усиление занятости родителей, вынужденных совмещать несколько рабочих мест, чтобы обеспечить существование членам семьи, перегруженность домашним трудом из-за отсутствия материальных средств на пользование услугами сферы быта сокращает возможность общения с детьми, совместных занятий с ними, увеличивает риск детской беспризорности. В ряде случаев беспризорность детей – следствие педагогической беспомощности родителей, их искаженного представления о границах самостоятельности детей, отсутствия контроля за их времяпрепровождением, озабоченности взрослых лишь проблемой удовлетворения естественных и материальных потребностей, нарушение взаимопонимания и доверия между детьми и родителями. Источником ослабления внимания к детям являются ситуации разводов, которые не только травмируют психику ребенка, но и нередко обусловливают разлад с родителями; взаимное недовольство взрослых и детей, стремление последних к автономизации; желание до минимума свести контакты с родными.

3. Причины детской беспризорности Причины беспризорности носят социально-экономический характер. Росту беспризорности способствовали экономические кризисы, безработица, нужда и детская эксплуатация.

Беспризорность как крайнее проявление детской безнадзорности может быть вызвана также такими причинами, как конфликтная обстановка в семье, учебных заведениях, аморальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми (в том числе злоупотребление властью со стороны родителей, опекунов или лиц, их заменяющих, которые иногда в корыстных целях принуждают детей к нарушению правовых и моральных норм), что заставляет их уходить из дома. Другие важнейшие причины беспризорности – распад семьи, её бездуховность, превращение семьи из расширенной в нуклеарную, тяжелое положение женщины, а также неудовлетворённость потребностей детей и молодёжи в образовании, в приобщении к культуре. Ликвидация и профилактика беспризорности стали важнейшими общественными проблемами.

Плодотворно решить вопрос беспризорности можно только при гуманном подходе к личности на основе сотрудничества и координации усилий государственных, общественных и частных организаций. Основными мерами профилактики беспризорности должны быть усыновление и попечение, и только при невозможности обеспечить ребёнку семейное воспитание альтернативой ему должны выступать детские дома, в которых воспитательные группы способны частично заменить ребёнку семью.

Поиски новых форм попечения направлены на воссоздание условий воспитания, близких к семейным, ресоциализацию детей, их адаптацию к нормальной жизни в обществе. С этой целью для детей, нуждающихся в жилье, создаются семейные дома, общины.

Беспризорные дети получают возможность вырваться из уличной жизни, включиться в полезную деятельность.

Помогают им в этом социальные педагоги, старшие по возрасту наставники, из которых многие сами бывшие беспризорники. Одной из важных причин беспризорности является разрушение семейного быта и естественного уклада жизни.

В подобных условиях бездомный ребенок рано включается в уличную борьбу за выживание при отсутствии воспитательной помощи взрослых и нормальной социальной среды. Причины детской беспризорности могут быть различными, но результат общий – дети вынуждены месяцами и годами жить на вокзалах и в подвалах, не имея нормального питания, не получая ухода. Часто дети попадают в криминальную среду, живут и воспитываются по ее законам.

Глубинные причины кризисных явлений во многих российских семьях, утративших свой социализирующий потенциал, воспитательную роль и фактически выталкивающих своих детей на улицу, связаны с падением уровня жизни большинства населения, увеличивающейся коррупцией и моральным разложением общества. Все больше россиян, и прежде всего семьи с детьми, погружается в состояние бедности, социальной апатии, физически вымирает.

Рассмотрим одну из наиболее серьезных причин, выталкивающих детей на улицу. Прежде всего, это плохое обращение с ними в семье. Эту проблему объединяют в три большие группы:

  1. отсутствие заботы;
  2. сексуальное насилие.
  3. физическое насилие;

Основными факторами жестокого обращения с детьми, по мнению специалистов, являются психологический фактор («синдром избитого ребенка») и социально обусловленные причины (материальная обеспеченность семьи, уровень образования родителей, культурные традиции).

Отсутствие заботы – это широкое понятие, и явление менее заметное, но встречающееся гораздо чаще, чем физическое насилие. Речь может идти об отсутствии заботы в физическом, медицинском или эмоциональном плане. Отсутствие заботы может сопровождаться физическим или сексуальным насилием.

Причины, влияющие на способность родителей к обеспечению нужд ребенка, заключаются в экономических факторах, в физическом или эмоциональном заболевании родителей, в недостатке времени работающих родителей.

Семья является важнейшим институтом воспитания, она представляет собой среду развития человека. В семье зарождаются и интенсивно протекают важные процессы становления нравственности и гражданского самосознания и самоопределения личности, ее духовной культуры.

Поэтому именно семья в первую очередь должна давать детям ощущение добра, учить трудолюбию, умению правильно выстраивать свои отношения с людьми, ведь на примере родителей дети готовятся к будущему материнству, отцовству. Проблема беспризорных не может быть решена кампаниями по их «отлову» на городских улицах, в опоре на милицию. Усилия всех государственных органов, прежде всего его социальных служб, а также образовательных учреждений, с широким привлечением общественных и религиозных организаций, должны быть нацелены, прежде всего, на систематическую профилактику девиации в семье для устранения непосредственных причин, порождающих массовую беспризорность и безнадзорность.

В сложившейся ситуации государство не предпринимает эффективных мер для решения проблем беспризорности.

Многие детские учреждения не получают даже положенного по бюджету финансирования.

Воспитанникам государственных детских домов не хватает одежды, школьно-письменных принадлежностей, а часто и питания. В результате среди воспитанников детских домов, много ослабленных и страдающих хроническими заболеваниями детей.

Как правило, подростки выходят из детского дома совершенно неподготовленными к жизни, им не оказывается ни практическая, ни психологическая поддержка в дальнейшем устройстве своей судьбы.

Попытки как-то помочь беспризорным детям предпринимают различные общественные организации.

Они организуют питание детей на улице и в столовых, оказывают медицинскую и психологическую помощь беспризорным детям, создают свои детские дома и приюты, в том числе семейного типа.

Эта деятельность дает конкретные результаты, но, к сожалению, охватывает пока лишь небольшой процент беспризорных детей. Ликвидировать проблему беспризорности может только общество, ставящее ребёнка в центр своих интересов и придающее первостепенное значение этике попечения и благотворительности. Заключение Ребенок по праву является объектом пристального внимания и заботы со стороны общества и государства.

От того, в каких условиях находится подрастающее поколение сегодня, напрямую зависит будущее.

Конкурентоспособный ребенок – это ребенок, реализующий свой потенциал как личность и будущий член общества.

Соответственно, ребенок неконкурентоспособен тогда, когда находится в условиях, ставящих его на грань выживания. Создание благоприятных условий для детей, недопущение негативного воздействия на них факторов, подвергающих риску беспризорности – основные направления профилактической работы, проводимой государством и обществом. Очень важным направлением работы является формирование семейной политики, нацеленной на укрепление семьи, как социального института, пропаганда семейных ценностей в средствах массовой информации.

Органами управления образованием и социальными педагогами учреждений образования осуществляется комплексная работа с родителями и детьми в целях возвращения детей в родные семьи.

Производится подбор лиц для осуществления функций опекунов и попечителей, усыновителей, приемных родителей; осуществляется контроль за проживанием детей, оставшихся без попечения родителей, в семьях граждан; оказывается помощь лицам, заменяющим родителей, в воспитании, обучении и организации летнего отдыха детей.

В целом, очевидно, что проблемы, связанные с положением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требуют для их разрешения целенаправленных, скоординированных усилий государственных и общественных институтов.

Список использованной литературы

  • Холостова, Е.И. Социальная политика / Е.И. Холостова. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 204 с.
  • Словарь-справочник по социальной работе / под ред. Е.И. Холостовой. – М.: Юристъ, 2000. – 345с.
  • Курбатов, В.И. Социальная работа / В.И. Курбатов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – 576с.
  • Волгин, Н.А. Социальная политика / Н.А. Волгин. – М.: Экзамен, 2004. – 736с.
  • Пчелинцева, Л.М. Семейное право России / Л.М.Пчелинцева – М.: Юта, 2003.– 137с.
  • Савинов, А.Н. Организация работы органов социальной защиты /А.Н.Савинов, Т.Ф.Зарембо. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 98с.
  • Павленок, П.Д. Основы социальной работы / П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 395с.

Холостова, Е.И.

Социальная политика. – М.: ИНФРА-М,2001. – 204с. Курбатов, В.Н. Социальная работа.

– Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – 576с. Словарь- справочник по социальной работе/ под ред. Холостовой Е.И. – М.: Юность, 2000.

– 345с. Волгин, Н.А. Социальная политика. М.: Экзамен, 2004. – 736с. Пчелинцева, Л.М.

Семейное право России. – М.: Юта, 2003.– 137с.

Холостова, Е.И. Социальная политика. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 204с. Волгин, Н.А. Социальная политика. М.: Экзамен, 2004.

– 736с. Холостова, Е.И. Социальная политика.

– М.: ИНФРА-М, 2001. – 204с. Пчелинцева, Л.М.

Семейное право России. – М.: Юта, 2003.– 137с. Курбатов, В.Н. Социальная работа.

– Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – 576с.

Волгин, Н.А. Социальная политика.

М.: Экзамен, 2004. – 736с. Волгин, Н.А. Социальная политика. М.: Экзамен, 2004. – 736с. Курбатов, В.Н. Социальная работа.

– Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – 576с.

Холостова, Е.И. Социальная политика. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 204с. Словарь- справочник по социальной работе/ под ред. Холостовой Е.И. – М.: Юность, 2000.

– 345с. Дата создания материала: 22 сентября 2016 Автор материала: Дмитриев Евгений Алексеевич Дата создания файла документа: 22 сентября 2016 Размер документа: 36,9 КБ Тип файла документа: docx Скачана: 11 Последний раз скачана: 26 апреля 2021 Просмотров: 6089 скачать титульный лист для работы

Социальное сиротство. проблемы и пути преодоления

СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯН.Н.

ЧайковаМДОУ детский сад комбинированного вида №6 «Земляничка»На сегодняшний день одной из важнейших проблем России — это проблема обездоленных детей.

По данным статистики, в 2013 году в стране насчитывается около 700 000 таких детей. Взрослые призваны создавать благоприятные условия для их выживания и развития, охранять их интересы и защищать права детей, но, как показывает практика, именно взрослые чаще всего ущемляют и нарушают эти права. К числу наиболее уязвимых категорий детей относятся: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети, находящиеся в социально опасном положении.В настоящее время сиротство приобрело опасную специфику, которая выражается в том, что подавляющее большинство современных сирот (около 90%):— это социальные сироты.Социальные сироты — дети, лишенные попечения родителей, сироты при живых биологических родителях [4, с.15].

Заботу о социальных сиротах берут на себя общество и государство. Впервые понятие «социальное сиротство» обозначил в 1987 г.

на Всероссийской учительской конференции А.А. Лиханов, заявивший о 400 тыс. российских детей-сирот, 95% которых являются «сиротами при живых родителях».В различных изданиях по социальной работе принято следующее определение понятия «социальный сирота»: это ребенок, имеющий биологических родителей, которые по каким-либо причинам не занимаются его воспитанием и не заботятся о нем.Исследования Института детства Российского детского фонда, свидетельствуют о том, что основными причинами, по которым дети остаются без родительского попечения, являются: лишение родительских прав, уклонение родителей от содержания и воспитания собственных детей, нахождение родителей в местах заключения, неизлечимая болезнь родителей, а также безвестное их отсутствие.Такое положение обусловлено рядом причин, среди которых основными являются: сложное социально-экономическое положение общества, все большее его расслоение по имущественному признаку; духовный кризис общества; последовательное, начатое в начале прошлого века, разрушение института семьи.Социальное сиротство — проблема многоплановая, на фоне постоянно снижающегося в целом по стране уровня рождаемости она приобрела в Российской Федерации угрожающие масштабы и была обозначена правительством как первоочередная задача общефедерального уровня.В чем опасность социального сиротства:

  1. рост необразованности населения – 8,3%;
  2. нарушение общественного порядка – 58,3%;
  3. деградация общества –17,6%;
  4. повторяют путь своих родителей – 12,5%;
  5. детская смертность – 33,3%;

При определенных различиях и особенностях социальных сирот объединяет их то, что все они при живых родителях фактически не имеют родной семьи, нормального семейного образа жизни.

Дети, лишенные попечения родителей, в большинстве своем становятся воспитанниками государственных образовательных учреждений закрытого типа для детей от младенческого возраста до 18 лет и, как правило, заложниками стрессовой ситуации, отрицательно влияющей на их здоровье и оставляющей глубокий след на судьбе каждого.Сегодня в России существуют следующие формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.Помещение ребенка в государственное учреждение: дом малютки, приют, детский дом, школу-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.В последние годы органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и г. Москвы принят ряд законов и постановлений, направленных на укрепление института семьи и преодоление сиротства: федеральный законы от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ

«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

, от 24.07.1998 г.

№ 124-ФЗ

«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

, от 16.04.2001 г. № 44-ФЗ

«О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»

, от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», указы Президента «О проведении в Российской Федерации Года семьи», «О создании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации».Следует отметить, что предпринятые за последние годы законодательные меры носят не только социально-экономический характер, но и учитывают психолого-педагогические и медицинские аспекты проблемы социального сиротства.

Несмотря на позитивность принимаемых мер, проблема социального сиротства остается крайне острой.Итак, в 2012 году родилось 1896263 ребенка, при этом отказались от 3884 детей (0,2%). Наибольший процент матерей, отказавшихся забирать детей из родильного дома зарегистрирован во Владимирской, Московской, Архангельской области (0,5%); Смоленской, Тверской, Калининградской, Магаданской области (0,6); Новгородской области (0,7%).

Ни одного отказа от ребенка в 2012 году в Брянской, Мурманской, Ростовской, Пензенской, Челябинской, Амурской области; Краснодарском, Пермском, Забайкальском крае; Республики Дагестан, Ингушетии, КЧР, Чеченской республики, Еврейском и Чукотском автономном округе.Причинами отказа от малышей были:1) отсутствие супруга (63-71% от общего числа отказов); 2) низкое материальное положение (61-76%); 3) алкогольная или наркотическая зависимость матери (11-13,5%); 4) отсутствие жилья у матери (3,5-8,7%); 5) болезнь ребенка (1,4-3,6%); 6) несовершеннолетняя мать (1,4-2%); 7) проблемы со здоровьем матери (0,4-3%).

Многочисленные исследования, проводимые отечественными психологами (И.В.

Дубровина, Г.С. Красницкая, A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых и др.) показали, что лишение детей материнской заботы с последующей психической депривацией в сиротских учреждениях может отрицательно повлиять на социальное, психическое и физическое здоровье детей-сирот.

Как считают современные отечественные ученые, это влияет на всю структуру личности ребенка: на эмоциональную сферу, поведенческую, интеллектуальную. Авторы подчеркивают, что искусственно ограниченное пространство государственного учреждения, за данность жизни извне, скудность личного опыта и понятийной сферы детей в условиях сиротского учреждения не всегда удается компенсировать путем развития интересов и расширения представлений о мире [2, с.172].В результате у детей не развивается потребность в познании, отсутствует интерес и не развивается социальный интеллект. При отсутствии интересов не развивается собственная активность ребенка и его самоорганизация.

Воспитанник входит в жизнь с дефицитом волевого развития, с несформированной потребностью в профессиональной самореализации. У него складывается пассивное отношение к жизни, гипертрофированная зависимость от обстоятельств, неспособность противостоять и влиять на ход событий, осуществлять активный осознанный выбор. Многие боятся самостоятельной жизни и по выходе из учреждения стремятся жить группами, часто ориентированы на иждивенчество.

Как правило, у воспитанника сиротского учреждения развивается инфантилизм. Отсутствие реальных прав и собственности, а также серьезных обязанностей не формирует у воспитанника способности жить в пространстве социально-правовых норм, способности оценивать свои поступки в категориях прав и социальной ответственности. Проживая на государственном обеспечении, в условиях тотальной ответственности воспитателя за все стороны жизни детской группы, подросток привыкает ощущать себя единицей групповой жизнедеятельности.Эта ситуация приводит к тому, что он не осознает объективную необходимость опоры в жизни на свои силы.

Результатом является отсутствие чувства личной ответственности за свою жизнь, искаженное представление о себе, незнание собственных индивидуальных особенностей, непонимание своего социального статуса. Как следствие этих проблем формируется неразвитое индивидуальное сознание.Еще один наиважнейший вопрос на пути решения обозначенной проблемы — профилактика социального сиротства. Дело в том, что мы можем сколько угодно устраивать детей в новые семьи и гордиться успешными результатами, но если не перекрыть «канал поставки», это будет бесконечный процесс [3, с.141].Эффективность решения проблемы социального сиротства определяется наличием системы профилактики и преодоления социального сиротства, включающей в себя следующие направления:

  • Возрождение, развитие и пропаганда лучших воспитательных традиций, основанных на гуманизме, любви и уважении к ребенку; возвращение “воспитания” в учебные заведения.
  • Управление системой профилактики и преодоления социального сиротства.
  • Совершенствование системы устройства детей-сирот.
  • Развитие, усовершенствование системы социальной интеграции и жизнеустройства детей-сирот.
  • Организация инновационной системы сопровождения и реабилитации неблагополучных семей.
  • Научно-методическое обеспечение системы профилактики и преодоления социального сиротства.
  • Укрепление института семьи, формирование семейных ценностей.
  • Экономическая, законодательная, социальная поддержка семьи, материнства и детства.
  • Возрождение духовной культуры нации.
  • Стабилизация социально-экономических и политических процессов в обществе.
  • Реорганизация жизнедеятельности системы учреждений для детей-сирот, в том числе воспитательных систем этих учреждений.

Решение задач профилактики и преодоления социального сиротства требует комплексного, межведомственного подхода, поскольку проблемы и факторы риска в этой сфере имеют тенденцию к возрастанию и усложнению, затрагивают политическую, экономическую, правовую, социально-психологическую и педагогическую сферы.

В сложившихся условиях отсутствие организованного взаимодействия между учреждениями социальной сферы, образования, здравоохранения, охраны правопорядка является одной из причин недостаточной эффективности осуществляемой деятельности по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства.Организация социальной работы в системе профилактики сиротства ставит множество проблем. И одна из самых актуальных — отсутствие квалифицированных кадров. Эта проблема становится еще острее, когда речь идет о социально дезадаптированных детях и подростках, о неблагополучных семьях.

Специалисту предстоит столкнуться с подростками-правонарушителями, детьми-токсикоманами, родителями-алкоголиками и другими, не менее сложными категориями клиентов. Для работы с ними необходим как профессиональный, так и жизненный опыт, помноженный на терпимость, открытость новому опыту, готовность к профессиональному и личностному росту. Другими словами, для такой работы требуется квалифицированный специалист, обладающий определенными профессиональными и личностными качествами.Как было сказано выше, социальное сиротство в России обусловлено рядом причин.

В первую очередь это кризис института семьи, который проявляется в увеличении возраста вступления в зарегистрированный брак, росте числа разводов и неполных семей. Критическое состояние российской семьи обусловлено также бедностью значительного числа семей, широким распространением алкоголизма и связанного с ним семейного насилия.

На 40% увеличилось число лиц, никогда не состоявших в браке, и на столько же — численность разведенных и разошедшихся, что привело к увеличению числа детей, рожденных вне зарегистрированного брака.

Поэтому первостепенная задача в профилактике сиротства в России — приоритетность поддержки и укрепления статуса социально здоровой семьи, дающей обществу здоровое, трудоспособное, воспитанное, грамотное поколение, способное решать вопросы развития, процветания Российской Федерации.В связи с этим актуальными и востребованными являются: разработка и внедрение мероприятий, пропагандирующих ценности семьи, повышение компетентности в вопросах воспитания детей, повышение информированности населения о деятельности служб помощи семье и детям.Еще одно направление работы в системе профилактики социального сиротства — сопровождение и реабилитация неблагополучных семей [1, с.89].

Под неблагополучной семьей мы понимаем семью, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению.Число таких семей значительно возрастает, что ведет к увеличению числа родителей, лишенных родительских прав.

По статистике в 2013 году лишено родительских прав 42 000 человек.

Семьям, в которых есть угроза социального сиротства необходимо помогать, то есть оказывать поддержку тем родителям, которые готовы встать на путь исправления.

Надо понимать, что далеко не у всех хватает сил противостоять тяжелым жизненным обстоятельствам. Ломаются многие, но я уверена, что за них стоит бороться до последнего. Ведь одна из наших главных задач — по возможности не лишать людей родительских прав, а приложить все усилия, чтобы малыши оставались со своими родными.

И надо надеяться, что эта деятельность приведёт к положительному результату, а не наоборот.Сегодня в поле зрения специалистов в основном попадают семьи с тяжелой степенью неблагополучия, что существенно ограничивает возможности специалистов по оказанию помощи детям и родителям. Причиной сложившейся ситуации является отсутствие механизмов раннего выявления неблагополучных семей и матерей группы риска по отказу от новорожденного ребенка. Безусловно, более эффективной является работа с семьями в начальной и средней степени асоциальности, с использованием восстановительных технологий.

Для работы с тяжелыми неблагополучными семьями должны создаваться многопрофильные службы сопровождения, в состав которых входили бы психологи, социальные педагоги, врачи-наркологи, социальные работники, помогающие семье преодолевать существующие трудности и обеспечивать ребенку нормальные социальные и биологические условия существования.

Своевременная поддержка, оказываемая семье, помогает предотвратить развитие кризисной ситуации и помещение ребенка на замещающее попечение. К сожалению, в нашей стране практически нет структур, которые занимаются родителями, лишенными или находящимися под угрозой лишения родительских прав.

Однако опыт показывает, что при целенаправленных усилиях, направленных на восстановление семейных связей, такая работа может быть более эффективной.Требует реформирования, усовершенствования и существующая система государственного устройства детей-сирот, предполагающая создание условий для эффективного сопровождения социально-личностного развития ребенка-сироты в условиях учреждения для детей-сирот и в постинтернатный период.Научно-методическое обеспечение системы профилактики и преодоления социального сиротства должно определять направления и тематику научных исследований, мониторингов, научно-методических и информационных материалов.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+