Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Превышение должностных полномочий ст 286 ук рф с комментариями

Превышение должностных полномочий ст 286 ук рф с комментариями

Превышение должностных полномочий сотрудником полиции


23 июня 2021Нередки случаи, когда граждане сталкиваются с противоправными действиями со стороны сотрудников полиции. Самыми частыми из них являются превышение и злоупотребление должностным положением.

В данной статье мы рассмотрим законодательную базу УК РФ, ответственность, а также процедуру оформления жалобы.Статья №286 УК РФ устанавливает следующее:Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев.Либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.Если незаконные действия со стороны представителя совершены:

  1. С применением насилия или с угрозой его применения.
  2. С причинением тяжких последствий.
  3. С применением оружия или специальных средств.

Предусматривают наказание в виде лишения свободы от трёх до десяти лет, а также запретом заниматься определённой деятельностью и занимать определённые должности срок до трёх лет. Применение оружие является фактором превышения полномочий в случае, если сотрудник полиции выстрелил из пистолета.

Ситуации, когда сотрудник достал пистолет, но не выстрелил, не относятся к этому пункту.К специальным средствам сотрудника полиции относятся:

  1. Наручники.
  2. Оружие.
  3. Дубинки.
  4. Спецтранспорт.
  5. Газовые баллончики.
  6. Служебные собаки.

Таким образом, уполномоченное лицо несёт ответственность в связи с превышением должностных обязанностей, которое может быть направлено против граждан, юридических лиц, общества или государства в целом. Мотив виновного лица не является фактором при рассмотрении дела в совершении противоправных действий со стороны сотрудников МВД.Предусмотренное наказание для должностных лиц действует в случае, если нарушение законодательства РФ произошло в период исполнения ими должностных обязательств.

Если должностное лицо в период совершения противоправных действий находился на больничном, в отпуске или отставке, то в этом случае предусмотрено наказание как для гражданина РФ в соответствии с УК РФ.Превышение должностных полномочий может включать следующие действия:

  1. Выполнение полномочий, которые не относятся к занимаемой должности.
  2. Неправомерное использование собственных полномочий, например, применение оружия к гражданам, которые являются безоружными и не представляют опасности для окружающих.
  3. Совершение действий, которые являются неуместными при любых обстоятельствах.
  4. Собственная инициатива в действиях без получения соответствующего указа от вышестоящего руководства.

Статья №285 УК РФ устанавливает ответственность в случае злоупотребления должностным положением:Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.Если злоупотребление должностным положением повлекло за собой тяжкие последствия, то наказанием является лишение свободы до десяти лет и запрет на возможность заниматься определённой деятельностью и занимать определённые должности.Отличительные особенности превышения и злоупотребления должностным положением:

  1. Превышение
  2. Действие
  3. Действие/бездействие
  4. Мотив не имеет значения
  5. Лицо действует в рамках служебных полномочий, но использует их при отсутствии необходимости
  6. В мотиве преступления присутствует получение выгоды
  7. Злоупотребление
  8. Лицо не имеет полномочий, так как они находятся за пределами разрешенных

Статья №27 ФЗ РФ «О полиции» определяет обязанности сотрудников полиции при исполнении:

  1. Выполнять приказы руководства, если они не противоречат законодательству РФ.
  2. Соблюдать конституцию и законодательство РФ.
  3. Следовать должностным инструкциям.
  1. Не разглашать государственные сведения или информацию, полученную при исполнении служебных обязательств.
  2. Сообщать руководству о возникновении конфликта интересов при исполнении службы.
  3. Сообщать о случаях коррупции по отношению к нему для склонения к правонарушению.
  4. Оказывать первую помощь.
  5. Оперативно реагировать на обращения граждан для пресечения правонарушений/преступлений и спасения жизни граждан.
  6. При исполнении соблюдать права и обязанности граждан, организаций или объединений.

Таким образом, сотрудник должен строго соблюдать регламент правоохранительных органов и законодательство России.Бывают ситуации, когда сотрудник может избежать ответственности в случае превышения полномочий, если он руководствовался безопасностью людей, общества или государства. Также представитель правоохранительных органов может избежать наказания, если причиной злоупотребления должностным положением послужил приказ от вышестоящего руководства, который производился с нарушениями законодательства РФ, а исполнитель заведомо не знал о косвенных причинах приказа.Для сотрудника, злоупотребившего служебным положением определяется наказание в зависимости от обстоятельств дела:

  1. Штрафные санкции до 80 тысяч рублей.
  2. Арест периодом до 6-ти месяцев.
  3. Лишение свободы периодом до 4-х лет.
  4. Запрет для трудоустройства в определенные сферы периодом до 5-ти лет.
  5. Лишение свободы периодом до 10-ти лет, если нарушение имеет тяжкие последствия.
  6. Принудительные работы периодом до 4-х лет.

Подобные дела рассматривают три государственные структуры:

  1. ФСБ.
  2. Следственный комитет.
  3. Прокуратура.

В первую очередь можно обратиться в следственный комитет с предоставлением заявления. Предоставить заявление можно тремя способами:

  1. Через интернет.
  2. Заказным письмом с помощью почтового отправления.
  3. При личном посещении.

Срок рассмотрения заявления составляет не более десяти дней, после чего следственный комитет должен возбудить уголовное дело или предоставить мотивированный отказ.

Если обоснованный отказ не устроил, то для обжалования возможно в одну из трёх инстанций:

  1. Прокуратура.
  2. Руководство следственного комитета.
  3. Суд.

Рекомендуется обращаться в прокуратуру, так как она является более объективной в расследовании и осуществляет надзор и контроль процедуры возбуждения дела в отношении представителей правоохранительных органов.

Для этогонеобходимо предоставить заявлениес указанием отказа или игнорирования жалобы со стороны следственного комитета.В случае, если заявление оформляется пострадавшим, свидетелем превышения полномочий или фигурантом уголовного дела, то необходимо в заявлении указать данные по уголовному делу:

  1. В отношении кого возбуждено и другое.
  2. Дата возбуждения дела.
  3. Документ должен содержать полную и подробную информацию состава преступления, совершённого по отношению к пострадавшему. Указание последствий неправомерных действий сотрудников полиции является обязательным требованием для возбуждения уголовного дела по Статье №286 УК РФ.
  4. В заявлении нужно указать Ф.И.О. уполномоченных лиц, нарушивших закон, если подобная информация известна. Но, как правило, пострадавшая сторона не располагает полной информацией о сотрудниках полиции.
  5. Состав преступления.

Жалоба должна содержать следующую информацию:

  1. Дата инцидента.
  2. Выдвигаемые требования – провести проверку, установить и привлечь нарушителей к уголовной ответственности.
  3. Детальное описание инцидента.
  4. Список приложений.
  5. Последствия, которые наступили из-за сотрудников полиции, превысивших полномочия.
  6. Наименование органа обращения, его адрес и контактный телефон.
  7. Ф.И.О. прокурора.
  8. Просьба организации проверки действий сотрудников полиции.
  9. Указание доказательной базы.
  10. Дата и подпись заявителя.

Заявление должно быть подкреплено доказательной базой, которая поможет доказать факт неправомерных действий.

В качестве доказательной базы может выступать:

  1. Иные медицинские документы – заключения, выписки свидетельства и прочее.
  2. Аудио/видеозаписи и прочее.
  3. Судебно-медицинская экспертиза.
  4. Свидетельские показания.

Прокуратура самостоятельно не возбуждает уголовные дела, но контролирует и направляет процедуру расследования в соответствии с законодательством РФ.Также можно обратиться к юридической помощи, которая поможет правильно обратиться в прокуратуру, а также в консультации и оформлении всех сопутствующих документов.Сотрудники правоохранительных органов несут ответственность в случае превышения и/или злоупотребления должностным положением.

При обращении в прокуратуру необходимо составить заявление и предоставить доказательную базу обвинения.Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристу и получите развернутую консультацию уже через 15 минут

Статья 286. Превышение должностных полномочий

  • »
  • »
  • »

1.

Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, — наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет. 2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, — наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. 3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены: а) с применением насилия или с угрозой его применения; б) с применением оружия или специальных средств; в) с причинением тяжких последствий, — наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Основной объект преступления — нормальная, т.е. осуществляемая в соответствии с законодательством, деятельность государственного (муниципального) аппарата власти и управления. В качестве дополнительного объекта могут выступать конституционные права и свободы человека и гражданина, их здоровье, честь и достоинство, охраняемые законом интересы общества и государства.

Объективная сторона преступления характеризуется наличием трех обязательных признаков: 1) деяние — совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий; 2) последствие в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства; 3) причинно-следственная связь между действием и наступившим последствием.
Объективная сторона преступления характеризуется наличием трех обязательных признаков: 1) деяние — совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий; 2) последствие в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства; 3) причинно-следственная связь между действием и наступившим последствием.

При решении вопроса о том, совершило ли должностное лицо действия, которые явно выходят за пределы его полномочий, необходимо в первую очередь определить эти пределы, т.е. установить объем предоставленных лицу прав и обязанностей, т.е. его должностную компетенцию, которая закрепляется в различных нормативных правовых и иных актах (законе, постановлении, распоряжении, должностной инструкции, приказе, трудовом договоре и т.д.).

Явный (т.е. очевидный, существенный, грубый) выход действий лица за пределы предоставленных полномочий — понятие оценочное и устанавливается применительно к конкретным обстоятельствам дела. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г.

N 4

«О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге»

к случаям превышения лицом своих должностных полномочий относит: — совершение действий, которые относятся к полномочиям другого должностного лица либо нескольких лиц. Например, должностное лицо совершает действия, входящие в компетенцию вышестоящего должностного лица либо должностного лица иного ведомства, единолично совершает действия, которые могут быть совершены только коллегиально; — совершение действий, которые могли быть совершены этим должностным лицом только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте; — совершение действий, которые никто и ни при каких обстоятельствах совершать не вправе (например, нанесение побоев задержанным или заключенным под стражу лицам).

Превышение должностных полномочий имеет место только в том случае, когда совершаемые лицом неправомерные действия связаны с осуществлением им своей служебной деятельности, когда в отношениях с потерпевшими лицами виновный выступает именно как должностное (официальное), но не частное лицо. В иных случаях лицо может нести ответственность по другим статьям УК РФ, но не за должностное преступление.

Так, например, сотрудник милиции, незаконно применивший вверенное ему оружие в конфликте, который возник на почве личных неприязненных отношений, вне какой-либо связи с возложенными на него служебными обязанностями несет уголовную ответственность как частное лицо. Превышение полномочий может быть совершено должностным лицом как при осуществлении властных полномочий, так и при осуществлении административно-хозяйственных или организационно-распорядительных функций.

Существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства — понятие оценочное, оно было рассмотрено применительно к ст. 285 УК РФ. По своей конструкции состав преступления материальный.

Преступление считается оконченным с момента наступления указанных в ст. 286 УК РФ последствий. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого либо косвенного умысла.

Виновное лицо осознает, что совершает действия, которые явно для него самого выходят за пределы предоставленных ему полномочий, предвидит наступление последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства и желает наступления этих последствий (прямой умысел), сознательно допускает или относится к их наступлению безразлично (косвенный умысел). Субъект преступления специальный — должностное лицо.

Следует отметить, что норма об ответственности за превышение должностных полномочий является специальной по отношению к норме о злоупотреблении лицом своими должностными полномочиями, так как представляет собой специальный случай такого злоупотребления. Отличие заключается в том, что при злоупотреблении должностными полномочиями лицо незаконно, вопреки интересам службы использует предоставленные ему законом права и полномочия, а при превышении — совершает действия, явно выходящие за пределы его служебной компетенции.

Отличие заключается в том, что при злоупотреблении должностными полномочиями лицо незаконно, вопреки интересам службы использует предоставленные ему законом права и полномочия, а при превышении — совершает действия, явно выходящие за пределы его служебной компетенции. Если же превышение должностных полномочий образует специальный состав преступления, то ответственность согласно правилу ч. 3 ст. 17 УК РФ наступает только по специальной норме.

Так, Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ, рассмотрев дело об осуждении лица по п. п. «а», «б» ч. 3 ст. 286 и по ч.

2 ст. 302 УК РФ, исключила из приговора общую норму (п.

п. «а», «б» ч. 3 ст. 286 УК РФ), указав, что если превышение должностным лицом своих полномочий было выражено в принуждении к даче показаний, соединенное с применением насилия, издевательств или пытки, содеянное надлежит квалифицировать только по ч. 2 ст. 302 УК РФ, поскольку одно действие, предусмотренное общей нормой (ст.

286 УК РФ) и специальной нормой (ст.

302 УК РФ), не может образовывать совокупность преступлений . Специальными по отношению к ст.

286 УК РФ являются также такие составы преступлений, как: ч.

2 ст. 136, ч. 2 ст. 137, ч. 2 ст. 138, ч. 3 ст. 139, п. «б» ч. 2 ст.

141, ч. 2 ст. 144, ст. ст. 299 — 302, ст.

305 УК РФ и др. Но и ст. 286 УК РФ в ряде случаев является специальной нормой по отношению к нормам, имеющим общий характер.

К примеру, Президиум Верховного Суда РФ исключил из приговора указание на осуждение лица по п.

п. «г», «ж» ч. 2 ст. 127 УК РФ, поскольку ответственность за незаконное лишение человека свободы, совершенное должностным лицом, установлена п.

п. «а», «б» ч. 3 ст. 286 УК РФ и дополнительной квалификации по ст.

127 УК РФ не требуется . ——————————— Бюллетень Верховного Суда РФ. 2001. N 7. С. 15. См.: Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 19 сентября 2007 г.

N 309-П07 // Бюллетень Верховного Суда. 2008. N 5. С. 19 — 20. Часть 2 ст.

286 УК РФ (квалифицированный состав преступления) предусматривает более строгую ответственность за то же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а также главой органа местного самоуправления (см. комментарий к ст. 285 УК РФ).

Часть 3 ст. 286 УК РФ содержит особо квалифицированные составы преступления, а именно: — пункт «а»: совершение того же деяния с применением насилия или угрозой его применения. Под применением насилия следует понимать причинение потерпевшему физического вреда. Составом преступления при этом охватывается нанесение побоев, умышленное причинение легкого и средней тяжести вреда здоровью, истязания.

Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, убийство лица дополнительно квалифицируются по ст.

111 или ст. 105 УК РФ. Под угрозой применения насилия понимается угроза причинить физический вред. Такая угроза должны быть реальной, т.е. у потерпевшего должны иметься основания опасаться ее фактического осуществления. Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью охватывается рассматриваемым составом, и дополнительной квалификации по ст.
Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью охватывается рассматриваемым составом, и дополнительной квалификации по ст.

119 УК РФ не требуется; — пункт «б»: совершение деяния с применением оружия или специальных средств — это фактическое использование должностным лицом оружия или специальных средств для физического (выстрел, удар прикладом автомата и т.п.) или психического (удар резиновой дубинкой рядом с рукой потерпевшего, выстрел в непосредственной близости, но мимо потерпевшего, и иное, если при этом угроза применения оружия воспринимается потерпевшим как реальная) воздействия на потерпевшего.

В случае, когда виновный лишь демонстрирует оружие или специальные средства и реальная опасность для жизни или здоровья потерпевшего отсутствует, деяние при наличии соответствующих оснований может быть квалифицировано по п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ. Для вменения рассматриваемого квалифицирующего признака необходимо также установить, что оружие и специальные средства были применены должностным лицом в нарушение предусмотренных законодательством оснований и порядка их использования .

Рекомендуем прочесть:  Ст 6 1 упк рф комментарий

При определении понятия «оружие» следует руководствоваться Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии» . Перечень специальных средств установлен различными нормативными правовыми актами (например, Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 1999 г. N 1436

«О специальных средствах и огнестрельном оружии, используемых ведомственной охраной»

, Постановлением Правительства РФ от 24 июня 1998 г.

N 634 «Об утверждении Перечня специальных средств, состоящих на вооружении органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации» , Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 1998 г. N 1584 «Об утверждении Перечня боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также специальных средств, состоящих на вооружении Федеральной службы судебных приставов» ).
N 1584

«Об утверждении Перечня боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также специальных средств, состоящих на вооружении Федеральной службы судебных приставов»

). К специальным средствам относятся: резиновые палки, наручники, слезоточивый газ, светозвуковые средства отвлекающего воздействия, средства разрушения преград, средства принудительной остановки транспорта, водометы и бронемашины, служебные собаки, электрошоковые устройства и др.

Специальные технические средства, применяемые в оперативно-розыскной деятельности, в том числе технические средства, предназначенные для негласного получения информации, к специальным средствам не относятся.

Применительно к п. «б» ч. 3 ст. 286 УК РФ к специальным средствам относятся лишь такие приспособления и устройства, которыми, как и оружием, может быть причинен вред жизни или здоровью людей, а также объектам материального мира и окружающей среды; ——————————— См., напр.: ст. ст. 12 — 16 Закона РФ от 18 апреля 1991 г.

N 1026-1 «О милиции» // Ведомости СНД и ВС РСФСР.

1991. N 16. Ст. 503; ст. ст. 43 — 47 Федерального закона от 15 июля 1995 г.

N 103-ФЗ

«О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»

// СЗ РФ.

1995. N 29. Ст. 2759; ст. ст.

25 — 30 Федерального закона от 6 февраля 1997 г.

N 27-ФЗ

«О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации»

// СЗ РФ. 1997. N 6. Ст. 711; ст. 14 Федерального закона от 3 апреля 1995 г.

N 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» // СЗ РФ. 1995. N 15. Ст. 1269. СЗ РФ. 1996.

N 51. Ст. 5681. СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 221. СЗ РФ. 1998. N 26. Ст. 3085. СЗ РФ. 1999. N 2. Ст. 296.

— пункт «в»: совершение деяния с причинением тяжких последствий. Понятие тяжких последствий является оценочным и устанавливается с учетом конкретных обстоятельств уголовного дела. К числу тяжких можно отнести такие последствия, как: причинение легкого и средней тяжести вреда здоровью нескольким лицам, крупные аварии, нанесение материального ущерба в особо крупных размерах и т.д.

По конкретному уголовному делу Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ признала наличие таких тяжких последствий, как нарушение норм, регламентирующих основные цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства РФ, порядок исполнения наказания и режим содержания; уклонение осужденных от отбывания наказания, назначенного по приговору суда; совершение несколькими осужденными новых преступлений в период нахождения их в незаконных отпусках; предоставление некоторым осужденным таких условий, когда они выполняли работы в интересах должностного лица и фактически не отбывали наказание.

Указанные последствия явились результатом незаконной выдачи начальником исправительного учреждения разрешений на выезд осужденных за пределы исправительного учреждения, а также использования их труда в личных целях . ——————————— Определение Верховного Суда РФ от 30 августа 2002 г.

N 44-о02-98 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. N 8. С. 10 — 11. К числу тяжких последствий следует отнести также и причинение тяжкого вреда здоровью человека. При этом дополнительной квалификации по ст.

111 УК РФ не требуется, если ответственность за причиненный вред квалифицировалась бы по ч.

ч. 1 или 2 ст. 111 УК РФ. В остальных случаях необходима дополнительная квалификация деяния. Преступное деяние, предусмотренное ч. 3 ст. 286 УК РФ, квалифицируется по совокупности с ч. 4 ст. 111 УК РФ лишь при доказанности умысла на причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего. Не требует дополнительной квалификации по ст.

Не требует дополнительной квалификации по ст. 109 УК РФ причинение смерти потерпевшему по неосторожности.

Если же превышение должностных полномочий было сопряжено с умышленным убийством, содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений по ч. 3 ст. 286 УК РФ и соответствующей части ст. 105 УК РФ. В случаях, когда должностным лицом причиняется вред здоровью потерпевшего средней тяжести или тяжкий, а также в случае, когда причиняется смерть потерпевшему, но указанный вред причинен в условиях превышения пределов необходимой обороны или мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, содеянное охватывается соответственно ст.

108 или ст. 114 УК РФ и дополнительной квалификации по ст. 286 УК РФ не требуется. 1. Объективная сторона преступления заключается в совершении должностным лицом действий, явно выходящих за пределы прав и полномочий, предоставленных ему законом.

Таковыми следует считать действия, резко и очевидно не соответствующие полномочиям лица. 2. Превышение должностных полномочий может выражаться: — в совершении действий, которые относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу) или могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (например, применение оружия); — единоличном решении или действии, которое должно совершаться коллегиально либо по согласованию с другим должностным лицом или органом (например, вынесение судьей акта, требующего решения в составе коллегии судей); — совершении действий, которые никто и ни при каких обстоятельствах совершать не вправе (например, применять насилие к подозреваемому, обвиняемому) (п.

19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ

«О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»

).

3. О содержании последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства см. комментарий к ст. 285 УК. 4. Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной виной. 5. Субъект преступления — должностное лицо.

6. О лице, занимающем государственную должность РФ, государственную должность субъекта РФ, главы органа местного самоуправления см. комментарий к ст. 285 УК. 7. Содержание особо квалифицирующих признаков (ч. 3 ст. 286) практически полностью совпадает с содержанием одноименных признаков других составов преступлений.

8. При наличии признаков преступлений, предусмотренных ст. 105 и ч. ч. 3 и 4 ст. 111 УК, совершенных в ходе превышения должностных полномочий, содеянное следует квалифицировать по совокупности со ст.

286. 9. К специальным средствам относятся резиновые палки, наручники, служебные собаки, слезоточивый газ, водометы, бронемашины и т.п. (п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ

«О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»

).

← → Получите консультации и комментарии юристов по статье 286 УК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени.

Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.

Статья 286 УК РФ. Превышение должностных полномочий

1.

Объективная сторона преступления заключается в совершении должностным лицом действий, явно выходящих за пределы прав и полномочий, предоставленных ему законом. Таковыми следует считать действия, резко и очевидно не соответствующие полномочиям лица. 2. Превышение должностных полномочий может выражаться:

  1. в совершении действий, которые относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу) или могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (например, применение оружия);
  2. единоличном решении или действии, которое должно совершаться коллегиально либо по согласованию с другим должностным лицом или органом (например, вынесение судьей акта, требующего решения в составе коллегии судей);
  3. совершении действий, которые никто и ни при каких обстоятельствах совершать не вправе (например, применять насилие к подозреваемому, обвиняемому) (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»).

3.

О содержании последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства см. комментарий к ст. 285 УК. 4. Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной виной.

5. Субъект преступления — должностное лицо. 6. О лице, занимающем государственную должность РФ, государственную должность субъекта РФ, главы органа местного самоуправления см.

комментарий к ст. 285 УК. 7. Содержание особо квалифицирующих признаков (ч.

3 ст. 286) практически полностью совпадает с содержанием одноименных признаков других составов преступлений. 8. При наличии признаков преступлений, предусмотренных ст.

105 и ч. ч. 3 и 4 ст. 111 УК, совершенных в ходе превышения должностных полномочий, содеянное следует квалифицировать по совокупности со ст.

286. 9. К специальным средствам относятся резиновые палки, наручники, служебные собаки, слезоточивый газ, водометы, бронемашины и т.п.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+