Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Предметы ведения субъектов рф в социальной сфере

Предметы ведения субъектов рф в социальной сфере

Предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов


Под совместным ведением понимается отнесение определенных вопросов к компетенции в равной степени как Федерации, так и ее субъектов. По этим вопросам, следовательно, могут издаваться федеральные законы и законы субъектов РФ, указы Президента РФ и акты президентов и глав администраций субъектов РФ, постановления Правительства РФ и акты исполнительной власти субъектов РФ. Вопросы совместного ведения требуют не жесткой централизации, а лишь регулирования в определенной части со стороны федеральных органов государственной власти. Но на практике это очень сложный вопрос.

Предметы совместного ведения и полномочия органов Федерации и ее субъектов, закрепленные в 14 пунктах ст. 72 Конституции РФ, можно условно разделить на несколько групп.

Вопросы государственного строительства и защиты прав и свобод:

  1. • защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, режим пограничных зон;
  2. • установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.
  3. • обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам;
  4. • защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

Вопросы регулирования экономики и социального развития:

  1. • общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
  2. • разграничение государственной собственности, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
  3. • установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.
  4. • природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры;
  5. • координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение;
  6. • осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

Вопросы деятельности правоохранительных органов и правовой системы:

  1. • административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.
  2. • кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура, нотариат;

Координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров Российской Федерации.

Из этого перечня вопросов следует, что определенная часть отраслей права (административное, трудовое и др.) формируется Федерацией и ее субъектами совместно, в то время как другие (гражданское, уголовное и т. д.) — только Федерацией. Федерация совместно с ее субъектами регулирует такую огромную часть общественной жизни, как социальная сфера.

В отношении создания системы органов государственной власти и местного самоуправления Федерация претендует только на совместное установление общих принципов.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти российской федерации и субъектами российской федерации

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ является одним из принципов федерализма. Он напрямую закреплен в ст. 5 Конституции РФ.

Под предметами ведения понимаются сферы общественных отношений, регулирование которых отнесено либо к компетенции РФ, либо к компетенции субъектов РФ, либо к их совместной компетенции.

По каждой из групп предметов ведения органы государственной власти РФ или субъектов РФ обладают определенными полномочиями.

Под полномочиями понимается совокупность прав и обязанностей органов государственной власти по предметам их ведения. Конституция РФ в ст. 71—73 закрепляет три группы предметов ведения. Предметы ведения Российской Федерации — это сферы общественных отношений, правовое регулирование в которых осуществляется только федеральными органами государственной власти.

В данных сферах могут приниматься федеральные конституционные законы и федеральные законы.

Предметы ведения Российской Федерации перечислены в ст. 71 Конституции РФ. Например, принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением; федеративное устройство и территория Российской Федерации; управление федеральной государ- ственной собственностью; федеральные энергетические системы, ядерная энергетика; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе и др.
71 Конституции РФ. Например, принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением; федеративное устройство и территория Российской Федерации; управление федеральной государ- ственной собственностью; федеральные энергетические системы, ядерная энергетика; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе и др.

Предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов — это сферы общественных отношений, правовое регулирование в которых осуществляется и федеральными органами государственной власти, и органами государственной власти субъектов РФ.

В данных сферах могут приниматься как федеральные законы, так и законы субъектов РФ.

Субъекты РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов.

После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.

Предметы совместного ведения перечислены в ст. 72 Конституции РФ. Это, например, природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; охрана памятников истории и культуры; общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение; осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий.

Предметы ведения субъектов Российской Федерации — это сферы общественных отношений, правовое регулирование в которых осуществляется субъектами РФ.

В данных сферах принимаются законы и другие нормативные правовые акты субъектов РФ. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, изданным по вопросам ведения субъектов РФ, действует нормативный правовой акт субъекта РФ. Предметы ведения субъектов РФ в Конституции РФ не перечислены.

Предметы ведения субъектов РФ в Конституции РФ не перечислены.

Они определены по остаточному принципу.

В ст. 73 Конституции РФ сказано:

«Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти»

.

В исключительном ведении субъектов Российской Федерации находятся, например, вопросы об изменении своего наименования, об административно-территориальном устройстве субъекта Федерации, об учреждении конституционного (уставного) суда субъекта РФ.

Общие принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в настоящее время закреплены в Федеральном законе от 6 октября 1999 г.

№ 184-ФЗ

«Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

. К таким общим принципам относятся:

  1. • принцип равноправия субъектов РФ и недопустимости ущемления их интересов при разграничении полномочий между ними и федеральной властью.
  2. • принцип верховенства Конституции РФ. Данный принцип означает, что предметы ведения, установленные Конституцией РФ, не могут передаваться или перераспределяться в текущем законодательстве или договорах о разграничении полномочий. Между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ возможно перераспределение лишь полномочий (т.е. конкретных прав и обязанностей);
  3. • принцип обеспеченности полномочий материальными и финансовыми ресурсами. В Федеральном законе от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» содержится перечень полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения, которые осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ. Осуществление этих полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов РФ осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета). В случае заключения соглашений о взаимном делегировании полномочий в них должна предусматриваться передача соответствующих материальных ресурсов и денежных средств;

Разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов осуществляется в двух формах:

  1. — Федеративный договор от 31 марта 1992 г. Его сторонами являлись, с одной стороны, Российская Федерации, с другой — республики, края, области, города федерального значения, автономные округа и автономная область.

    Данный договор был инкорпорирован в Конституцию РФ в ст. 71—73. В части же, противоречащей Конституции РФ, договор не действует (см. п. 1 «Заключительных и переходных положений» Конституции РФ).
    Таким образом, можно констатировать, что данный договор утратил свое значение в качестве юридического документа, разграничивающего полномочия между Российской Федерацией и ее субъектами;
  2. — двусторонние договоры.

    Сторонами таких договоров являются, с одной стороны, органы государственной власти Российской Федерации, с другой — органы государственной власти конкретного субъекта РФ. Принципы и порядок заключения таких договоров урегулирован Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

  3. 1) законодательное разграничение полномочий — согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также в текущем законодательстве;
  4. 2) договорное разграничение полномочий: возможно заключение следующих видов договоров:
    • — Федеративный договор от 31 марта 1992 г. Его сторонами являлись, с одной стороны, Российская Федерации, с другой — республики, края, области, города федерального значения, автономные округа и автономная область. Данный договор был инкорпорирован в Конституцию РФ в ст. 71—73. В части же, противоречащей Конституции РФ, договор не действует (см. п. 1 «Заключительных и переходных положений» Конституции РФ). Таким образом, можно констатировать, что данный договор утратил свое значение в качестве юридического документа, разграничивающего полномочия между Российской Федерацией и ее субъектами;
    • — двусторонние договоры. Сторонами таких договоров являются, с одной стороны, органы государственной власти Российской Федерации, с другой — органы государственной власти конкретного субъекта РФ. Принципы и порядок заключения таких договоров урегулирован Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Заключение таких договоров допускается только в случае, если это обусловлено экономическими, географическими и иными особенностями субъекта РФ, и в той мере, в которой указанными особенностями определено иное, чем это установлено федеральными законами, разграничение полномочий.

В таких договорах должен быть установлен перечень полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъекта РФ, должны определяться условия и порядок осуществления этих полномочий, конкретные права и обязанности сторон, срок действия договора о разграничении полномочий и порядок продления данного срока, а также основания и порядок досрочного расторжения договора.
В таких договорах должен быть установлен перечень полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъекта РФ, должны определяться условия и порядок осуществления этих полномочий, конкретные права и обязанности сторон, срок действия договора о разграничении полномочий и порядок продления данного срока, а также основания и порядок досрочного расторжения договора. Языком договора о разграничении полномочий является русский язык.

По договоренности сторон договор о разграничении полномочий может быть составлен и подписан одновременно и на государственном языке республики в составе Российской Федерации. Проект договора должен быть представлен высшим должностным лицом субъекта РФ в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ для одобрения. Если договор одобрен, то высшее должностное лицо субъекта РФ уведомляет об этом Президента РФ.

Договор о разграничении полномочий подписывается Президентом РФ и высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ). Затем Президент РФ в течение 10 дней после подписания договора о разграничении полномочий вносит в Государственную Думу проект федерального закона об утверждении договора о разграничении полномочий.

Договор о разграничении полномочий вступает в силу со дня вступления в силу федерального закона об утверждении договора о разграничении полномочий, если данным федеральным законом не установлено иное.

Срок действия договора о разграничении полномочий не может превышать десять лет. Досрочное расторжение договора о разграничении полномочий возможно по взаимному согласию сторон или на основании решения суда; — соглашения о передаче части полномочий между органами исполнительной власти.

Сторонами таких соглашений будут, с одной стороны, федеральные органы исполнительной власти, с другой — исполнительные органы государственной власти субъекта РФ. Такие соглашения заключаются в случае, если осуществление части полномочий не может быть возложено федеральным законом в равной мере на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ. При передаче полномочий обязательным условием является передача необходимых материальных и финансовых средств, необходимых для их осуществления.

Данные соглашения подписываются руководителем федерального органа исполнительной власти и высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ). Подробным образом порядок заключения таких соглашений урегулирован в Постановлении Правительства РФ от 8 декабря 2008 г. № 924

«О порядке заключения и вступления в силу соглашений между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о передаче ими друг другу осуществления части своих полномочий»

.

Разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами

Стр 4 из 4 Разграничение предметов ведения между Федерацией и ее субъектами является одним из принципов федерализма и означает разделение круга вопросов, которые решает государство (круга государственных функций), на вопросы, по которым решения правомочна принимать Федерация, и вопросы, по которым решения правомочны принимать субъекты Федерации. В мировой практике существует несколько способов разграничения предметов ведения между федерацией и субъектами федерации: 1) установление только предметов исключительного ведения федерации (США, Мексика). Все остальные вопросы относятся к ведению субъектов федерации; 2) установление предметов исключительного ведения федерации и предметов исключительного ведения субъектов федерации (Канада); 3) установление предметов исключительного ведения федерации, предметов совместного ведения федерации и субъектов, предметов исключительного ведения субъектов федерации (Индия); 4) установление предметов исключительного ведения федерации и предметов совместного ведения федерации и ее субъектов, при этом вопросы, не включенные в указанные предметы, относятся к ведению субъектов федерации (Россия).

Конституция РФ устанавливает предметы исключительного ведения Российской Федерации (ст.

71), предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72). Статья 73 Конституции РФ закрепляет, что вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

К исключительному ведению Российской Федерации относится: 1 ) в области государственном строительства: — принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов; — федеративное устройство и территория Российской Федерации; — регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; — гражданство в Российской Федерации; — регулирование и защита прав национальных меньшинств; — установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; — формирование федеральных органов государственной власти; — судоустройство, прокуратура; — уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; — амнистия и помилование; -гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; — правовое регулирование интеллектуальной собственности; — федеральное коллизионное право; — установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного и национального развития Российской Федерации; — федеральная государственная служба; — государственные награды и почетные звания Российской Федерации; 2) в экономической, социальной, культурной областях.

— федеральная государственная собственность и управление ею; — установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического, экологического, социального, культурного развития Российской Федерации; — установление правовых основ единого рынка; — финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; — федеральные экономические службы, включая федеральные банки; — федеральный бюджет; — федеральные налоги и сборы; — федеральные фонды регионального развития; — федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; — федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь; — деятельность в космосе; — метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; — геодезия и картография; — наименования географических объектов; — официальный статистический и бухгалтерский учет; 3) в области внешних функций государства, обеспечения государственного суверенитета: — внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской федерации; — вопросы войны и мира; — внешнеэкономические отношения Российской федерации; — оборона и безопасность; — оборонное производство: — определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; — производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; — определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находиться : 1) в области государственного строительства: -обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам; — зашита прав и свобод человека и гражданина; — зашита прав национальных меньшинств; — защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; — установление общих принципов организации системы органов государственной власти и органов местного самоуправления; — обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; — режим пограничных зон; — административное, административно-процессуальное законодательство; — кадры судебных и правоохранительных органов; — адвокатура, нотариат; — координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации; 2) в экономической, социальной, культурной областях: — вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; — разграничение государственной собственности; — природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории; — охрана памятников истории и культуры; — общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; — координация вопросов здравоохранения; — защита семьи, материнства, отцовства и детства; — социальная зашита, включая социальное обеспечение; — осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; — установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации; — трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В случае отсутствия федерального закона действует закон субъекта РФ (на соответствующей территории).

Порядок принятия федеральных законов по предметам совместного ведения, а также основные принципы и порядок разграничения предметов ведения и полномочий при заключении договоров и соглашений между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации устанавливается Федеральным законом от 24 июня 1999 г.
Порядок принятия федеральных законов по предметам совместного ведения, а также основные принципы и порядок разграничения предметов ведения и полномочий при заключении договоров и соглашений между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации устанавливается Федеральным законом от 24 июня 1999 г.

«О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации»

*.

В соответствии с данным законом по вопросам, отнесенным Конституцией к предметам совместного ведения, издаются: 1) федеральные законы, определяющие основы (основные принципы) правового регулирования, включая принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ; 2) федеральные законы, направленные на реализацию полномочий федеральных органов государственной власти. Проекты федеральных законов по предметам совместного ведения, принятые Государственной Думой в первом чтении, направляются в органы государственной власти субъектов РФ для возможного внесения предложений и замечаний в месячный срок.

Представленные предложения и замечания подлежат обязательному рассмотрению соответствующим комитетом Государственной Думы и принимаются либо отклоняются в порядке, установленном Регламентом Государственной Думы. В случае, если органы государственной власти более чем трети субъектов РФ выскажутся против проекта федерального закона в целом, по решению Государственной Думы создается согласительная комиссия с участием депутатов Государственной Думы и представителей органов государственной власти заинтересованных субъектов РФ.

До принятия федеральных законов по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения, субъекты РФ вправе осуществлять по таким вопросам собственное правовое регулирование. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ приводятся в соответствие с принятым федеральным законом. Закон также определяет правовой режим договоров и соглашений.

Договоры заключаются между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ по вопросам разграничения предметов ведения и полномочий.

Соглашения заключаются между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ о передаче друг другу осуществления части своих полномочий. Договор может быть заключен: 1) при прямом указании в федеральном законе по предмету совместного ведения на допустимость заключения договора по данному предмету совместного ведения; 2) при отсутствии федерального закона по предмету совместного ведения — с условием приведения такого договора в соответствие с федеральным законом по данному предмету совместного ведения после принятия такого федерального закона.

Предметами договора могут быть: конкретизация предметов ведения и полномочий, установленные Конституцией и федеральными законами; условия и порядок осуществления разграниченных договором полномочий; формы взаимодействия и сотрудничества при исполнении положений договора; иные положения, связанные с исполнением положений договора. Соглашение может быть заключено на основании федерального закона по предметам совместного ведения или договора. Предметами соглашения могут быть: передача осуществления части полномочий; условия и порядок передачи осуществления части полномочий; материально-финансовая основа передачи осуществления части полномочий; формы взаимодействия и сотрудничества при исполнении положений соглашения; иные вопросы, связанные с исполнением положений договора.

Закон в основном определяет порядок подготовки, предварительного рассмотрения, согласования и подписания договоров и соглашений. Процедура подготовки конкретного договора, соглашения определяется Президентом РФ. Проект договора до его подписания Президентом направляется для рассмотрения в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ и в Совет Федерации.

Законодательный орган субъекта РФ рассматривает проект договора в сроки, установленные в законодательстве этого субъекта Федерации, а Совет Федерации — в трехмесячный срок. О результатах рассмотрения законодательный орган субъекта РФ сообщает лицу, уполномоченному субъектом РФ подписать договор, а Совет Федерации — Президенту РФ. Договор подписывается Президентом РФ и лицом, уполномоченным субъектом РФ на подписание договора.

Проект соглашения одобряется или отклоняется Правительством РФ не позднее чем в трехмесячный срок со дня представления проекта соглашения. Соглашение подписывается руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти и должностным лицом, уполномоченным субъектом РФ на подписание соглашения.

В случае возникновения споров, связанных с разграничением предметов ведения и полномочий, передачей осуществления части полномочий они решаются путем переговоров и использования иных согласительных процедур, в том числе путем создания согласительных комиссий. В случае недостижения согласия споры, связанные с разграничением предметов ведения, полномочий передачей органами исполнительной власти друг другу осуществления части своих полномочий, передаются на рассмотрение Конституционного Суда РФ.

Вне предметов ведения Российской Федерации, предметов совместного ведения субъекты Российской федерации осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативно-правовых актов.

В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации. 4 : Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций. : дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).



Статья 72 Конституции России

Текст Ст. 72 Конституции РФ в действующей редакции на 2021 год: 1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам; б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон; в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; г) разграничение государственной собственности; д) природопользование; сельское хозяйство; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики; ж) координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью; социальная защита, включая социальное обеспечение; ж.1) защита семьи, материнства, отцовства и детства; защита института брака как союза мужчины и женщины; создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях; з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации; к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды; л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат; м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления; о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

2. Положения настоящей статьи в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа.

1. Эта статья определяет предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Что значит совместное ведение? Это совместная деятельность и ответственность Российской Федерации и ее субъектов за состояние дел в ряде сфер государственной деятельности, которая в полной мере не может осуществляться отдельно ни Федерацией, ни ее субъектами. Предметы ведения, установленные в ст.

72 Конституции, целесообразно рассматривать по группам, объединяющим близкие по содержанию понятия.

К первой группе предметов совместного ведения следует отнести все то, что направлено на обеспечение единства Российской Федерации и управление ею в интересах всего ее многонационального народа. Это предметы ведения, установленные п.

«а», «и», «н», где определяется, что к совместному ведению Федерации и ее субъектов относится прежде всего обеспечение соответствия конституций, уставов и законов, а также иных правовых актов субъектов Федерации Конституции РФ и федеральным законам.

Естественно, что без такого соответствия основополагающих правовых актов субъектов Федерации правовым актам Федерации нельзя достигнуть равноправия граждан, а следовательно, и единства народов, населяющих нашу страну.

Статьей 72 Конституции предусмотрено совместное установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. Эта правовая норма не препятствует возможности установить в каждом субъекте Федерации и даже на каждой территории, на которой осуществляется местное самоуправление, такой системы органов, которая наиболее привычна населению.

Но вместе с тем она обязывает учесть и факторы, существенные для всего населения России. К ним относится, например, необходимость поддержания связей с вышестоящими государственными органами, с органами государственной власти соседних территорий, учет потребностей общефедеральных средств связи и путей сообщения. С той же целью п. «и» к совместному ведению отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.

Без соблюдения этого условия каждый субъект Федерации, будь то крупная область, республика или малонаселенный автономный округ, может оказаться в положении, когда он будет нуждаться в помощи Федерации, а она не сможет ее оказать из-за отсутствия у нее необходимых средств.

Отдельным местностям и даже регионам помощь ее соседей или Федерации в целом нередко бывает необходима при катастрофах, стихийных бедствиях и эпидемиях. Именно поэтому к совместному ведению субъектов РФ и самой Российской Федерации отнесены осуществление мер по борьбе с указанными выше явлениями и ликвидация их последствий. Вторая группа совместных полномочий охватывает защиту прав и свобод человека и гражданина, прав национальных меньшинств, исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей и др.

(п. «б», «з», «м»). В реальной жизни права граждан могут быть нарушены в самых различных местах, и защита их возможна в полной мере только тогда, когда в ней участвуют государственные органы всех уровней, как федеральные, так и субъектов РФ.

Третью группу совместного ведения составляют вопросы разграничения государственной собственности, владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, особо охраняемых природных территорий. О федеральной собственности говорилось в ст. 71 Конституции, где перечислялось то, что отнесено к ведению Российской Федерации.

Здесь же речь идет о разграничении государственной собственности на федеральную и субъектов Российской Федерации. Необходимость такого деления обусловлена тем, что до подписания в марте 1992 г. Федеративного договора субъекты Федерации — края, области, республики и т.д.

— не имели своей собственности, что серьезно подрывало их возможность самостоятельно решать даже те вопросы, которые формально были отнесены к их компетенции. Конечно, процедура деления собственности весьма сложна, поскольку надо учитывать, во-первых, вклад в ее создание Федерации в целом и каждого ее субъекта в отдельности и, во-вторых, значение конкретного объекта собственности для экономики субъекта Федерации и Федерации в целом.

Споры об отнесении того или иного объекта к собственности Федерации или ее субъекта — края, области, республики и т.п. — возникали неоднократно. Разрешение таких споров составляет задачу федерального коллизионного права.

Возникает вопрос: нужно ли тратить усилия на деление государственной собственности на федеральную и субъектов Российской Федерации? Можно с уверенностью утверждать, что нужно. Нужно для того, чтобы улучшить управление собственностью, поскольку в результате такого деления собственник стал ближе к своей собственности и получил возможность лучше ее использовать в интересах как жителей Федерации, так и ее субъектов.

Польза близости собственника к объекту собственности особенно очевидна, когда речь идет о земле, недрах, водных и других природных ресурсах. Они находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Это означает, что Российская Федерация в лице ее высших государственных органов определяет прежде всего общие принципы, формы и методы распоряжения землей, недрами и т.п., но делает это при участии субъектов Федерации. Ведь нельзя не учитывать природных особенностей, свойственных регионам.

Одно — калмыцкие степи, а совсем другое — черноземные районы Воронежа. Четвертая группа предметов совместного ведения охватывает, главным образом, отношения в социально-экономической сфере, которые, очевидно, не могут решаться только на федеральном уровне. Таковы, например, общие вопросы воспитания, образования, науки, спорта, защиты семьи.

Их реализация требует хорошего знания и учета местных условий, обычаев и традиций. Другие же вопросы, в частности здравоохранения, должны лишь координироваться Российской Федерацией и ее субъектами.

Пятую группу вопросов, решаемых совместно, составляет административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, а также законодательство о недрах и об охране окружающей среды (п.

«к»). Завершается п. 1 ст. 72 указанием на то, что к совместному ведению, помимо указанного выше, относятся координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации и выполнение международных договоров России.

Такая запись объясняется тем, что Россия — единое государство, проводящее единую политическую и экономическую линию как при заключении, так и при реализации международных обязательств. 2. Часть 2 ст. 72 конкретизирует содержание гл.

1 Конституции «Основы конституционного строя», в которой указано, что, во-первых, Российская Федерация состоит из равноправных субъектов и, во-вторых, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны (п. 1 и 4 ст. 5). Эти правовые нормы — новое в российском конституционном праве.

Ведь до принятия Конституции полностью действовал Федеративный договор, составные части которого, в частности договоры о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенные Российской Федерацией с республиками, краями, областями, городами федерального значения, имели весьма существенные различия. Так, например, к совместному ведению Федерации и республик относилось установление общих принципов бюджетной системы, а края, области, города Москва и Санкт-Петербург в установлении этих принципов не участвовали. Не имели они также права участвовать и в разграничении государственной собственности на своих территориях на федеральную и собственность соответствующего субъекта, хотя такое право республик было зафиксировано.

Дискриминация в отношении краев и областей была столь очевидна, что Договор Федерации с ними уже с момента его подписания был дополнен протоколом, несколько уравнивавшим в правах края и области с республиками. Но до принятия новой Конституции неравенство прав субъектов Федерации сохранялось.

Края, области, города федерального значения, как и автономная область и автономные округа, например, до принятия новой Конституции так и не получили права совместно с Федерацией участвовать в определении режима пограничных зон. Законодательный орган Российской Федерации был обязан рассматривать предложения республик по направленным им законопроектам по предметам совместного ведения, но в то же время не должен был рассматривать предложения краев, областей и автономий. Федеративный договор не гарантировал субъектам Российской Федерации равные права.

А это означает, что он не возлагал на них и равную ответственность за их действия. Более того, не обеспечивая субъектам Федерации равные права и не устанавливая для них равную же ответственность перед их гражданами, Федеративный договор узаконивал неравенство граждан России, полнота их прав и ответственность за принимаемые ими решения ставились в прямую зависимость от их проживания в республике, области. Таким образом, включение в Конституцию нормы о том, что положение о совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов в равной мере распространяется на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа, имеет принципиальное значение.

Наконец, в нашей стране субъекты Российской Федерации поставлены в равные правовые условия. А это нужно для того, чтобы переключить их органы власти с борьбы за права и привилегии на целенаправленную деятельность по развитию экономики и, следовательно, повышению уровня жизни проживающих на их территориях граждан. Навигация по записям

ЕГЭ.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+