Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Бухгалтерский учет - Порядок проведения инвентаризации в бюджетных учреждениях

Порядок проведения инвентаризации в бюджетных учреждениях

Порядок проведения инвентаризации в бюджетных учреждениях

Как проводится инвентаризация в бюджетном учреждении?


Автор статьи Ольга Лазарева 5 минут на чтение 18 002 просмотров Содержание Как и в любой коммерческой организации, в бюджетном учреждении имеются материальные средства, являющиеся собственностью юридического лица или находящиеся у него по договору аренды. С целью их сохранности и правильности учета необходимо проводить инвентаризацию, с помощью которой можно определить ошибки неправильного учета и принять соответствующие меры по их исправлению и предотвращению в будущем. В статье мы рассмотрим как проводится инвентаризация в бюджетном учреждении, какие необходимы документы.

Инвентаризация предполагает проверку наличия и состояния имущества на установленную дату и соответствие такой информации данным проводимого в бюджетном учреждении бухучета. Сущность инвентаризации заключается в том, чтобы сравнить фактическую и учетную информацию между собой и выявить ошибки бухгалтеров или материально-ответственных лиц, исправить их в отчетном периоде и в последующем не допускать.

Также инвентаризация необходима в том случае, когда предполагается факт хищения и присвоения государственного имущества виновной стороной. Инвентаризация обязательна к проведению при наступлении определенных ситуаций, к которым относятся:

  1. подозрения по факту хищения или кражи;
  2. составление годовой финансовой и бухгалтерской отчетности;
  3. смена или увольнение материально-ответственных лиц;
  4. чрезвычайная ситуация вследствие стихийного бедствия.
  5. реорганизация учреждения;

[adinserter block=”1″] Главная цель инвентаризации в бюджетном учреждении сводится к тому, чтобы определить, правильно ли ведется бухгалтерский учет в организации, соответствует ли он нормативному законодательству и совершаются ли противоправные действия ответственными лицами.

В соответствии с указанной целью можно выявить задачи, решаемые при помощи инвентаризации:

  • сличение полученных данных с информацией по бухгалтерскому учету;
  • составление документации по инвентаризации, в том числе выделение объектов, по которым данные фактического и бухгалтерского учета расходятся;
  • определение факторов, повлиявших на расхождение информации.
  • фактическая перепись и пересчет имущества бюджетного учреждения;

Все задачи в обязательном порядке должны быть осуществлены, поскольку они являются важными этапами в формировании результатов, а потому пропуск или неправильное осуществление одной из них влечет за собой формирование неверной итоговой информации. При этом ответственными за результирующие показатели инвентаризации считаются все сотрудники, которых касается данное мероприятие, будь то руководитель бюджетного учреждения, председатель или члены инвентаризационной комиссии, сотрудники бухгалтерии или материально-ответственные лица.

Перед тем как осуществлять инвентаризацию в бюджетном учреждении, необходимо определиться с объектами, которые будут подвержены проверке. При этом ревизия может быть сплошной (переписываются и подсчитываются абсолютно все активы организации) или выборочной (анализируется какой-то определенный участок учета). К объектам, которые могут быть инвентаризированы в бюджетном учреждении, следует относить: Объект Комментарий Основные средства Материальные активы, которые используются в период более года без изменения их физических характеристик и параметров (см.

→ ) Материальные запасы Материальные активы, которые используются в период до одного года и при этом изменяют свою форму Расчеты с подотчетными лицами Расчеты по операциям, связанным с предоставлением денежных средств в подотчет с последующим составлением авансового отчета и приложением к нему соответствующих подтверждающих документов Денежные средства Все денежные средства в наличной и безналичной форме Расчеты с поставщиками или подрядчиками Расчеты по операциям, связанным с приобретением товарно-материальных ценностей или заказом каких-либо работ и услуг.

При обязательной ежегодной проверке инвентаризации подвергаются абсолютно все объекты, а при внеплановой – только те объекты, которые требуют более пристального и тщательного анализа.
До проведения ревизии руководитель бюджетного учреждения обязан издать приказ, в котором будут освещаться все основные моменты данного мероприятия, в том числе:

  1. объекты ревизии;
  2. сроки осуществления данной процедуры.
  3. состав и председатель инвентаризационной комиссии;
  4. причина проведения инвентаризации;

Кроме того, бухгалтерия обязана провести в бухгалтерском учете все первичные документы по приходу и списанию товарно-материальных ценностей и денежных средств, чтобы он в полной мере отражал реальную картину финансового положения бюджетного учреждения.

Это касается и материально-ответственных лиц – они также должны подготовить всю необходимую документацию и представить ее в бухгалтерию для обработки. [adinserter block=”13″] К основным документам, которые составляются до инвентаризации и после ее непосредственного проведения, следует относить: Документ Описание в бюджетном учреждении (форма ИНВ-22) Издается руководителем организации за 10 дней до осуществления мероприятия и предполагает освещение основных моментов по ревизии Инвентаризационная опись (, ) Составляется на основании данных фактического пересчета и переписи имущества учреждения и содержит наименование, инвентарные номера (при наличии) и количественное выражение объектов Сличительная ведомость () Составляется в том случае, когда данные фактического и бухгалтерского учета расходятся по каким-либо объектам ревизии Дополнительные документы Могут составляться при необходимости, когда нужно дополнительно расшифровать данные или составить пояснения Приказ по инвентаризации Руководитель на основании инвентаризационных документов издает приказ о результатах проводимого мероприятия, а также приказ о привлечении к ответственности всех установленных виновных лиц Как было сказано ранее, в приказе прописывается, кто именно входит в состав инвентаризационной комиссии и кто является ее председателем.

[adinserter block=”13″] К основным документам, которые составляются до инвентаризации и после ее непосредственного проведения, следует относить: Документ Описание в бюджетном учреждении (форма ИНВ-22) Издается руководителем организации за 10 дней до осуществления мероприятия и предполагает освещение основных моментов по ревизии Инвентаризационная опись (, ) Составляется на основании данных фактического пересчета и переписи имущества учреждения и содержит наименование, инвентарные номера (при наличии) и количественное выражение объектов Сличительная ведомость () Составляется в том случае, когда данные фактического и бухгалтерского учета расходятся по каким-либо объектам ревизии Дополнительные документы Могут составляться при необходимости, когда нужно дополнительно расшифровать данные или составить пояснения Приказ по инвентаризации Руководитель на основании инвентаризационных документов издает приказ о результатах проводимого мероприятия, а также приказ о привлечении к ответственности всех установленных виновных лиц Как было сказано ранее, в приказе прописывается, кто именно входит в состав инвентаризационной комиссии и кто является ее председателем.

Как правило, такая группа является постоянно действующей, то есть избирается на длительный срок. В инвентаризационную комиссию входят сотрудники из разных отделов, но ни одно материально-ответственное лицо не может быть привлечено к проведению данного мероприятия. Председатель инвентаризационной комиссии перед непосредственным осуществлением мероприятия обязан проставить свою подпись на всех приходных и расходных документах, которые прикладываются к отчетам материально-ответственных лиц в качестве доказательства правомерности проведения операции.

Основными функциями, возложенными на инвентаризационную комиссию, следует считать следующие:

  • выявление причин появления таких отклонений;
  • проверка документации на основные средства и иные ценности, принятые к учету;
  • составление инвентаризационных описей с непосредственным поименным указанием всех объектов ревизии и их количества;
  • подготовка предложений по изменению учета или устранению операций, влекущих за собой ошибки и неточности.
  • сопоставление данных фактического и бухгалтерского учета;
  • составление сличительных ведомостей при выявлении расхождений;
  • фактическая перепись и пересчет всех товарно-материальных ценностей;

Всю процедуру проведения инвентаризации можно условно разделить на несколько взаимосвязанных этапов, к которым относятся: Этап Описание Подготовительный Руководителем издается приказ, документы проводятся в бухучете, создается инвентаризационная комиссия Фактический Комиссия осуществляет перепись наименований и количества объектов ревизии, составляет инвентаризационные описи Сличительный Комиссия сличает данные фактического и бухгалтерского учета, выявляет отклонения, составляет сличительные ведомости Заключительный Комиссия формирует результаты инвентаризации и вносит предложения по усовершенствованию учета, руководитель издает приказ о результатах инвентаризации и привлечении к ответственности виновников Каждый из этих этапов важен, поскольку от него зависят результаты инвентаризации, поэтому к каждому из них должен быть организован тщательный и аккуратный подход. Нужно учитывать, что для получения максимально достоверных данных необходимо проконтролировать, чтобы бухгалтеры и материально-ответственные лица в полной мере выполнили поставленные перед ними задачи, а также в состав комиссии входили только ответственные сотрудники. Кроме того, при проведении фактического этапа инвентаризации при перерывах в данном процессе помещения должны быть опечатаны, а документы спрятаны в сейфах, закрываемых на ключ.

[adinserter block=”10″] При наличии расхождений между данными, предоставленными бухгалтерией и инвентаризационной комиссией, необходимо их отразить на счетах бухгалтерского учета. При этом, как и для коммерческих организаций, в бюджетном учете используется принцип двойной записи, когда одна и та же сумма отражается и по дебету, и по кредиту соответствующих счетов. Вопрос №1. Необходимо ли осуществлять инвентаризацию, если бюджетное учреждение реорганизовано?

Да, в обязательном порядке. Этот пункт указан на законодательном уровне, а потому, если, к примеру, обычная средняя школа реорганизуется в гимназию или лицей, все ее материальные ценности и денежные средства должны быть проинвентаризированы для передачи новому руководству.

Вопрос №2. Должна ли инвентаризационная комиссия самостоятельно переписывать наименования объектов учета, или эту процедуру можно упростить?

Да, работу инвентаризационной комиссии можно упростить, для чего бухгалтер распечатывает из автоматизированной программы перечень ревизуемого имущества.

Кроме того, это удобно, поскольку члены комиссии могут не знать всех наименований, а предоставленный список поможет наилучшим образом обработать полученные результаты.

Таким образом можно избежать пересортицы, особенно часто возникающей при наличии большого перечня наименований материальных ценностей.

Вопрос №3. Имеем ли мы право удержать из зарплаты материально-ответственного лица сумму недостачи, выявленной при инвентаризации имущества? Безусловно, это действие можно совершить. Однако необходимо помнить, что вина ответственного сотрудника должна быть полностью доказана. Кроме того, с него необходимо взять объяснение по поводу того, каким образом могла произойти недостача, и согласен ли он возмещать ущерб.
Кроме того, с него необходимо взять объяснение по поводу того, каким образом могла произойти недостача, и согласен ли он возмещать ущерб.

Также руководитель в обязательном порядке должен издать приказ, в котором отражаются результаты инвентаризации и ответственность, которую должен понести виновник недостачи. Вопрос №4. При инвентаризации выявлена недостача, и виновный сотрудник согласился, чтобы ее удерживали из его заработной платы.

В каком размере мы имеем право производить удержания? Можно ли удержать сразу всю сумму, если размер зарплаты позволяет? Согласно законодательству РФ удержания из заработной платы должны производиться в размере не более 20 % от ее размера.

Это необходимо учитывать, если, к примеру, необходимо удержать достаточно большую сумму денежных средств.

Тогда такую процедуру необходимо совершать в течение нескольких периодов по 20 % до тех пор, пока вся сумма не будет погашена полностью. Вопрос №5. Кто из материально-ответственных лиц должен подписывать инвентаризационную ведомость, если происходит их смена – тот, с кого снимаются обязанности, или тот, на которого они возлагаются?

Вопрос №5. Кто из материально-ответственных лиц должен подписывать инвентаризационную ведомость, если происходит их смена – тот, с кого снимаются обязанности, или тот, на которого они возлагаются? В данном случае при смене ответственных сотрудников инвентаризационную ведомость должны подписывать оба работника, поскольку один из них сдает вверенные ему объекты ревизии, а другой принимает их на ответственное хранение.

Поделитесь статьей

(голосов: 3, средняя оценка: 5,00 из 5)

Загрузка.

Обсуждения

  1. как сделать инвентарный опись в здании и авто транспорта. дайте формы бланки и образец

Рекомендуем похожие статьи Запишитесь в онлайн-школу Бухгалтерия для чайников 29 авторских уроков Поле не заполненоПолучить сейчас! Более 45 000 подписчиков Наши книги © 2021 – Налоги и бухгалтерия.

Онлайн-журнал Копирование материалов сайта запрещено. Все материалы, любая текстовая информация, графическая или видео, а так же структура сайта и оформление страниц, защищены российским и международным законодательством.

Присоединяйтесь к нашим сообществам в социальных сетях ^ Adblockdetector

Проведение инвентаризации как мероприятие внутреннего контроля

Источник: Журнал Одним из мероприятий внутреннего контроля является проведение в учреждении инвентаризации имущества и расчетов, благодаря которой выявляется фактическое наличие имущества, производится сопоставление его с данными бухгалтерского учета, проверяется полнота отражения в учете расчетов, обязательств. В этой статье рассмотрим, какими документами оформляется инвентаризация, порядок их заполнения и исправления ошибок, а также порядок отражения в бухгалтерском учете выявленных при инвентаризации результатов. Инвентаризация в учреждении проводится в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 (далее – Методические указания), и разработанным на их основе порядком проведения инвентаризации в учреждении и утвержденным приказом учреждения, устанавливающим учетную политику, или иным локальным актом.

Устанавливать количество инвентаризаций для проведения в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, является прерогативой учреждения, за исключением случаев, с наступлением которых проведение инвентаризации обязательно. Ими являются (п. 1.5 Методических указаний):

  1. выявление фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
  2. реорганизация или ликвидация организации;
  3. стихийное бедствие, пожар или другие чрезвычайные ситуации, вызванные экстремальными условиями;
  4. смена материально ответственных лиц;
  5. иные случаи, предусмотренные законодательством РФ.
  6. составление годовой бухгалтерской отчетности;
  7. передача имущества в аренду, выкуп, продажа;

Методическими указаниями учреждениям разрешено проводить инвентаризацию (п.

1.5):

  1. товаров, сырья и материалов в учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, – в период наименьших остатков.
  2. основных средств – один раз в три года;

Согласно п. 7.2 Порядка учета документов, входящих в состав библиотечного фонда, утвержденного Приказом Минкультуры РФ от 08.10.2012 № 1077, инвентаризация проводится:

  1. один раз в 10 лет – библиотечный фонд от 200 тыс. до 1 млн учетных единиц;
  2. один раз в 20 лет – библиотечный фонд от 10 до 20 млн учетных единиц;
  3. ежегодно по 1 млн экземпляров – библиотечный фонд свыше 20 млн учетных единиц.
  4. ежегодно в отношении документов, имеющих в оформлении драгоценные металлы и (или) драгоценные камни;
  5. один раз в пять лет – библиотечный фонд до 50 тыс. учетных единиц;
  6. один раз в пять лет – редкие и ценные книги;
  7. один раз в семь лет – библиотечный фонд от 50 до 200 тыс. учетных единиц;
  8. один раз в 15 лет – библиотечный фонд от 1 до 10 млн учетных единиц;

Проведение инвентаризации в учреждении осуществляется постоянно действующей инвентаризационной комиссией, в состав которой входят представители администрации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и др.) (п.

2.3 Методических указаний). Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания ее результатов недействительными (п. 2.3 Методических указаний). Недействительной считается также инвентаризация, проведенная в отсутствие материально ответственных лиц (п. 2.8 Методических указаний). Для оформления инвентаризации применяются формы инвентаризационных описей, утвержденные Приказом Минфина РФ от 15.12.2010 № 173н.

В зависимости от объекта учета используются следующие формы: 1) ивентаризационная опись ценных бумаг (ф. 0504081). При ее заполнении указывается наименование ценной бумаги и ее эмитента, а также серия и номер; стоимость по номиналу единицы ценной бумаги, код валюты, в которой номинирована ценная бумага, курс ЦБ РФ на дату проведения инвентаризации; количество принадлежащих учреждению ценных бумаг; номинальная стоимость имеющегося пакета ценных бумаг в иностранной валюте (в рублевом эквиваленте, рассчитанном по курсу, указанному в описи), в рублях; первоначальная стоимость ценных бумаг в рублях; 2) инвентаризационная опись остатков на счетах учета денежных средств (ф. 0504082). В форме указывается следующая информация: наименование кредитной организации, номер счета в ней, код валюты по ОКВ, остаток денежных средств на дату инвентаризации в иностранной валюте, курс ЦБ РФ на дату инвентаризации и остаток на счете на дату инвентаризации в рублях.

Кроме того, в ней должна быть произведена запись о подтверждении к началу инвентаризации данных о наличии денежных средств банковскими выписками; 3) инвентаризационная опись задолженности по кредитам, займам (ссудам) (ф.

0504083). Заполнение этой формы производится по видам задолженности в разрезе заемщиков и кредитных соглашений по соответствующим номерам счетов бухгалтерского учета.

В описи приводится информация о сумме задолженности в рублях и в иностранной валюте: по основному долгу, по начисленным и неуплаченным процентам, по штрафным санкциям за нецелевое использование средств, по штрафам (пеням) за несвоевременный возврат и неуплату процентов, а также сумма задолженности, подтвержденная дебиторами; сумма задолженности, не подтвержденная дебиторами; сумма просроченной задолженности (с истекшим сроком исковой давности); 4) инвентаризационная опись (сличительная ведомость) бланков строгой отчетности и денежных документов (ф. 0504086). Эта опись составляется по видам документов и материально ответственным лицам с указанием места проведения инвентаризации, с распиской материально ответственного лица.

При ее оформлении указывается: наименование и коды бланков строгой отчетности; единица измерения; сведения о фактическом наличии (цена, количество); сведения по данным бухгалтерского учета (количество, сумма); сведения о результатах инвентаризации (по недостаче и по излишкам – количество и сумма); 5) инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов (ф.

0504087). Данная форма составляется по материально ответственным лицам с указанием места проведения инвентаризации и с распиской материально ответственного лица.

В ней указывается наименование и код объекта учета; инвентарный номер; единица измерения; сведения о фактическом наличии объекта учета (цена, количество); сведения по данным бухгалтерского учета (количество, сумма); сведения о результатах инвентаризации (по недостаче и по излишкам – количество и сумма); 6) инвентаризационная опись наличных денежных средств (ф. 0504088). В этой форме указываются сведения о наличии денежных средств в кассе учреждения фактически и по учетным данным (цифрами и прописью); сведения по недостаче и по излишкам, выявленным по результатам инвентаризации; номера последних приходного и расходного кассовых ордеров; 7) ивентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф.

0505089). В описи приводятся сведения по дебиторской (кредиторской) задолженности; наименование дебитора (кредитора), в случае отражения расчетов по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ данные о сумме задолженности учреждения по платежам (переплатам по платежам в бюджеты) отражаются по видам платежей в разрезе соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, в которые подлежит перечислению задолженность; номер счета бухгалтерского учета; общая сумма задолженности по данным бухгалтерского учета, в том числе подтвержденная дебиторами (кредиторами), не подтвержденная дебиторами (кредиторами), а также сумма задолженности с истекшим сроком исковой давности; 9) инвентаризационная опись расчетов по поступлениям (ф. 0504091). В описи отражаются сведения по данным бухгалтерского учета, номер счета бухгалтерского учета, общая сумма задолженности плательщика («всего»), в том числе подтвержденная дебитором, не подтвержденная дебитором, а также сумма задолженности с истекшим сроком исковой давности.

По имуществу, находящемуся на ответственном хранении, арендованному или полученному для переработки, оформляются отдельные описи. Отдельную опись также составляют на основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.

п.). Выявленные в ходе проведения инвентаризации расхождения с данными бухгалтерского учета по каждому объекту учета в количественном и стоимостном выражении заносятся в ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092). На основании этой ведомости оставляется акт о результатах инвентаризации (ф.

0504835). Перечисленные выше инвентаризационные описи должны быть составлены не менее чем в двух экземплярах (п.

2.5 Методических указаний). При их заполнении следует учитывать следующее:

  1. описи подписываются всеми члены инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких‑либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.
  2. на последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производивших эту проверку;
  3. в описях не должно быть незаполненных строк, а незаполненные на последних страницах строки нужно прочеркивать;
  4. сведения о фактическом наличии материалов и товаров, хранящихся в неповрежденной упаковке поставщика, могут заноситься на основании документов поставщика при обязательной проверке в натуре (на выборку) части этих ценностей. Определение веса (или объема) навалочных материалов может производиться на основании обмеров и технических расчетов;
  5. допущенные ошибки исправляются во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами;
  6. наименования инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество указываются в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете;
  7. на каждой странице описи указывается прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т. д.) эти ценности показаны;
  8. сведения о фактическом наличии имущества заносятся в описи только на основании результатов, полученных путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера;

Кроме того, Методическими указаниями определены особенности оформления описей по отдельным объектам, а именно:

  1. по товарно-материальным ценностям, переданным в переработку другой организации, указываются наименование перерабатывающей организации, наименование ценностей, количество, фактическая стоимость по данным учета, дата передачи ценностей в переработку, номера и даты документов;
  2. драгоценные металлы в сплавах, химических соединениях, находящиеся во время инвентаризации в опломбированной специальной таре, предохраняющей их от порчи, заносятся в инвентаризационную опись на основании учетной и технической документации, документов поставщика или данных входного контроля;
  3. тара указывается в инвентаризационных описях по видам, целевому назначению и качественному состоянию (новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта).
  4. по машинам, оборудованию и транспортным средствам по каждому объекту приводятся заводской инвентарный номер по техническому паспорту организации-изготовителя, год выпуска, назначение, мощность и т. д.;
  5. предметы спецодежды и столового белья, отправленные в стирку и ремонт, должны записываться в инвентаризационную опись на основании ведомостей-накладных или квитанций организаций, оказывающих эти услуги;
  6. товарно-материальные ценности указываются по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта и др.);
  7. драгоценные металлы и драгоценные камни, содержащиеся в деталях и изделиях (находящихся в составе незавершенного производства) и не поддающиеся взвешиванию указываются в массе драгоценных металлов и драгоценных камней, установленных по учетным данным или по нормам расхода на детали (изделия) с учетом процента готовности;
  8. однотипные предметы хозяйственного инвентаря, инструменты, станки и другие объекты одинаковой стоимости, поступившие одновременно в одно из структурных подразделений учреждения и учитываемые на типовой инвентарной карточке группового учета указываются по наименованиям с указанием количества этих предметов;
  9. товарно-материальные ценности, не списанные и пришедшие в негодность, в инвентаризационную опись не включаются, на них составляется акт на списание с указанием времени эксплуатации, причин негодности, возможности использования этих предметов в хозяйственных целях;
  10. драгоценные металлы и драгоценные камни, находящиеся в составе оборудования, – указываются в описи по учетным техническим документам или комиссионно;

Инвентаризация расчетов проводится в основном по бухгалтерским документам в согласовании с корреспондирующими счетами (субсчетами).

При ее проведении используются данные аналитического учета, первичные документы, акты сверки расчетов.

В ходе проведения инвентаризации расчетов устанавливается: правильность расчетов с банками, финансовыми, налоговыми органами, внебюджетными фондами, другими организациями, а также со структурными подразделениями учреждения, выделенными на отдельный баланс, правильность и обоснованность числящейся в бухгалтерском учете суммы задолженности по недостачам и хищениям и сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.

В результате проведенной инвентаризации могут быть выявлены излишки или недостачи. Согласно п. 31 Инструкции № 157низлишки принимаются к бухгалтерскому учету по текущей рыночной стоимости, установленной на дату принятия к бухгалтерскому учету, под которой понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к учету. Внесенными Приказом Минфина РФ от 29.08.2014 № 89н (далее – Приказ № 89н) в Инструкцию № 157н изменениями термин «текущая рыночная стоимость» заменен на «текущую оценочную стоимость».

Таким образом, сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи активов на дату принятия к учету, теперь является текущей оценочной стоимостью. Положения Приказа № 89н применяются при формировании показателей объектов учета на последний день отчетного периода 2014 года, если иное не установлено учетной политикой учреждения. Операция по принятию выявленных в ходе проведения инвентаризации излишков к бухгалтерскому учету отражается следующей корреспонденцией счетов: Содержание операции Инструкция № 162н* Инструкция № 174н** Инструкция № 183н*** Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит Принятие к учету объекта: – основных средств 0 101 хх 310 0 401 10 180 0 101 хх 310 0 401 10 180 0 101 хх 000 0 401 10 180 – нематериальных активов 0 102 хх 320 0 102 хх 320 0 102 хх 000 – непроизведенных активов 0 103 хх 330 0103 хх 330 0 103 хх 000 – материальных запасов 0 105 хх 340 0 105 хх 340 0 105 хх 000 * Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

**Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н. ***Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономныхучреждений, утвержденная Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н. Для формирования в денежном выражении информации о состоянии расчетов по суммам причиненных ущербов, в том числе недостач, имуществу учреждения и операций, изменяющих указанные расчеты, используется счет 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу имуществу».

Приказом № 89н данный счет переименован, он будет называться «Расходы по ущербу и иным доходам». Для учета расчетов по ущербу нефинансовым и финансовым активам используются следующие счета:

  1. 0 209 71 000 «Расчеты по ущербу основным средствам»;
  2. 0 209 82 000 «Расчеты по недостачам иных финансовых активов».
  3. 0 209 81 000 «Расчеты по недостачам денежных средств»;
  4. 0 209 72 000 «Расчеты по ущербу нематериальным активам»;
  5. 0 209 73 000 «Расчеты по ущербу непроизведенным активам»;
  6. 0 209 74 000 «Расчеты по ущербу материальных запасов»;

Стоит отметить, к перечисленным аналитическим счетам согласно изменениям, вносимым Приказом № 89н, добавится еще счет 0 209 83 000 «Расчеты по иным доходам».

В бухгалтерском учете суммы выявленных недостач отражаются следующим образом: Содержание операции Инструкция № 162н Инструкция № 174н Инструкция № 183н Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит Недостачи, выявленные в ходе инвентаризации, отнесенные на виновных лиц: – по имуществу 0 209 хх 560 0 401 10 172 0 209 хх 560 0 401 10 172 0 209 хх 000 0 401 10 172 – по денежным средствам 0 209 81 560 0 201 34 610 0 209 81 560 0 201 34 610 0 209 81 000 0 201 34 000 – по денежным документам, финансовым активам 0 209 82 560 0 401 10 172* 0 209 82 560 0 401 10 172 0 209 82 000 0 401 10 172 Возмещение недостач: – денежными средствами; 0 201 34 510 0 201 21 510 0 209 81 660 0 201 34 510 0 201 11 510 0 209 81 660 0 201 34 000 0 201 11 000 0 209 81 000 – в натуральной форме 0 401 10 172 0 209 хх 660 0 401 10 172 0 209 хх 660 0 401 10 172 0 209 хх 000 Списание недостач в сумме естественной убыли 0 401 20 272 0 106 34 340 0 109 хх 272 0 105 хх 440 0 401 20 272 0 109 хх 272 0 105 хх 440 0 401 20 272 0 109 хх 272 0 105 хх 000 Списание объектов нефинансовых активов в результате недостачи: – – – основные средства 0 104 хх 410 0 401 10 172 0 101 хх 410 0 104 хх 410 0 401 10 172 0 101 хх 410 0 104 хх 000 0 401 10 172 0 101 хх 000 – нематериальные активы 0 104 39 410 0 401 10 172 0 102 хх 420 0 104 хх 410 0 401 10 172 0 102 хх 420 0 104 хх 000 0 401 10 172 0 102 хх 000 – материальные запасы 0 401 10 172 0 105 хх 440 0 401 10 172 0 105 хх 440 0 401 10 172 0 105 хх 000 – готовая продукция 0 401 10 172 0 105 37 440 0 401 20 272 0 105 хх 440 0 401 10 172 0 105 хх 000 – торговая наценка по товарам, списанным в результате недостачи (методом «Красное сторно») 0 401 10 130 0 105 39 440 0 401 10 130 0 105 39 440 0 401 10 130 0 105 29 000 0 105 39 000 Списание недостач в связи с неустановлением виновных лиц 0 401 10 172 0 209 хх 660 0 401 10 172 0 209 хх 660 0 401 10 172 0 209 хх 000 * Инструкция № 162н не содержит такой проводки. По мнению автора, в случае выявления недостачи денежных документов и финансовых активов казенные учреждения могут воспользоваться приведенной проводкой.

Согласно п. 5.5 Методических указаний результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации – в годовом бухгалтерском отчете.

В бюджетном учреждении культуры в ходе проведения инвентаризации были выявлены:

  1. недостача мягкого инвентаря (иного движимого имущества) на сумму 800 руб. (виновные лица не установлены) (приобретены за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности);
  2. недостача компьютера в сумме 16 000 руб. (иное движимое имущество), приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности.
  3. неучтенное оборудование (иное движимое имущество) текущая рыночная (оценочная) стоимость которого составила 54 000 руб.;
  4. недостача продуктов питания в размере норм естественной убыли на сумму 1 500 руб. Расходы учтены при формировании себестоимости услуг в рамках выполнения госзадания в составе прямых расходов;

Сумма недостачи мягкого инвентаря возмещена лицами, их допустившими, путем внесения денежных средств в кассу учреждения. В бухгалтерском учете эти операции нужно отразить следующей корреспонденцией счетов: Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб. Принято к учету неучтенное оборудование 4 101 34 310 4 401 10 180 54 000 Отражена недостача: – мягкого инвентаря 2 209 74 560 2 401 10 172 800 – компьютера 2 209 71 560 2 401 10 172 16 000 Отражено списание: – продуктов питания в размере норм естественной убыли 4 109 60 272 4 105 32 440 1 500 – мягкого инвентаря 2 401 10 172 2 105 35 440 800 – компьютера 2 401 10 172 2 101 34 440 16 000 – задолженности по возмещению недостачи компьютера в связи с неустановлением виновных лиц 2 401 10 172 2 209 71 660 16 000 Отражено внесение наличных денежных средств в кассу учреждения по возмещению недостачи мягкого инвентаря 2 201 34 510 2 209 74 660 800 * * * В этой статье перечислены формы документов, которыми следует оформлять проводимую в учреждении инвентаризацию в зависимости от объекта учета, и основные требования, предъявляемые к их заполнению.

На примере приведен порядок отражения результатов проведенной инвентаризации в бухгалтерском учете. Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+