Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Трудовое право - Погрузо разгрузочные работы требования безопасности 2021 метеоусловия

Погрузо разгрузочные работы требования безопасности 2021 метеоусловия

ГОСТ 12.3.009-76* «ССБТ. Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности»


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР СИСТЕМА СТАНДАРТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА РАБОТЫ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫЕ ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСТ 12.3.009-76(СТ СЭВ 3518-81) ГОСУДАРСТВЕННЫЙКОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ Москва Содержание ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР Система стандартов безопасности труда ГОСТ 12.3.009-76*(СТ СЭВ 3518-81) РАБОТЫ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫЕ Общие требования безопасности Occupational safety standards system. Loading and unioading works. General safety requirements Постановлением Государственного комитета стандартовСовета Министров СССР от 23 марта 1976 г.

№ 670 срок действия установлен с 01.07.77 Настоящийстандарт устанавливает общие требования безопасности при проведениипогрузочно-разгрузочных работ во всех отраслях народного хозяйства. Стандартполностью соответствует СТ СЭВ 3518-81.

(Измененная редакция, Изм. № 1). 1.1.Погрузочно-разгрузочные работы следует выполнять в соответствии с требованиями ГОСТ12.3.002-75, настоящего стандарта и государственных стандартов на отдельныевиды производственных процессов, учитывающими особенности выполнения работ. (Измененная редакция, Изм. № 1).

1.2.(Исключен, Изм. № 1). 1.3.Погрузочно-разгрузочные работы следует выполнять механизированным способом припомощи подъемно-транспортного оборудования и средств малой механизации.Поднимать и перемещать грузы вручную необходимо при соблюдении норм,установленных действующим законодательством. 1.4.Безопасность производства погрузочно-разгрузочных работ должна быть обеспечена: выборомспособов производства работ, подъемно-транспортного оборудования итехнологической оснастки; подготовкойи организацией мест производства работ; применениемсредств защиты работающих; проведениеммедицинского осмотра лиц, допущенных к работе, и их обучением. 1.4.(Введен дополнительно, Изм.

№ 1). 2.1.Выбор способов производства работ должен предусматривать предотвращение илиснижение до уровня допустимых норм воздействия на работающих опасных и вредныхпроизводственных факторов путем: механизациии автоматизации погрузочно-разгрузочных работ; примененияустройств и приспособлений, отвечающих требованиям безопасности; эксплуатациипроизводственного оборудования в соответствии с действующейнормативно-технической документацией и эксплуатационными документами; применениязнаковой и других видов сигнализации при перемещении грузов подъемно-транспортнымоборудованием; правильногоразмещения и укладки грузов в местах производства работ и в транспортныесредства; соблюдениятребований к охранным зонам электропередачи, узлам инженерных коммуникаций иэнергоснабжения. (Измененная редакция, Изм. № 1). 2.2-2.4.(Исключены, Изм. № 1).

2.5.При перемещении груза подъемно-транспортным оборудованием нахождение работающихна грузе и в зоне его возможного падения не допускается. После окончания и в перерыве между работами груз,грузозахватные приспособления и механизмы (ковш, грейфер, рама, электромагнит ит.п.) не должны оставаться в поднятом положении.

Перемещениегруза над помещениями и транспортными средствами, где находятся люди, недопускается. (Измененная редакция, Изм. № 1).

2.6.Грузы, размещаемые вблизи железнодорожных и крановых рельсовых путей, должныбыть расположены в соответствии с требованиями ГОСТ9238-73 и нормативно-технической документации, утвержденнойГосгортехнадзором СССР. 2.7.Грузы (кроме балласта, выгружаемого для путевых работ) при высоте их укладки,считая от головки рельса, до 1,2 м должны находиться от наружной грани головкиближайшего к грузу рельса железнодорожного или подкранового пути на расстояниине менее 2,0 м, а при большой высоте — не менее 2,5 м. (Измененная редакция, Изм. № 1).

2.8.Строповку грузов следует производить в соответствии с

«Правилами устройства ибезопасной эксплуатации грузоподъемных кранов»

, утвержденными ГосгортехнадзоромСССР.

Строповкукрупногабаритных грузов (металлических, железобетонных конструкций и др.)необходимо производить за специальные устройства, строповочные узлы илиобозначенные места в зависимости от положения центра тяжести и массы груза. Местастроповки, положение центра тяжести и массы груза должны быть обозначеныпредприятием-изготовителем продукции или грузоотправителем.

2.9.Перед подъемом и перемещением грузов должны быть проверены устойчивость грузови правильность их строповки. 2.10.Способы укладки и крепления грузов должны обеспечивать их устойчивость при транспортированиии складировании, разгрузке транспортных средств и разборке штабелей, а такжевозможность механизированной погрузки и выгрузки. Маневрирование транспортныхсредств с грузами после снятия крепления с грузов не допускается.

(Измененная редакция, Изм. № 1). 2.11.Штабели сыпучих грузов должны иметь откосы крутизной, соответствующей углуестественного откоса для грузов данного вида, или должны быть огражденыпрочными подпорными стенками.

2.12.(Исключен, Изм. № 1). 2.13.При выполнении погрузочно-разгрузочных работ с применением машин непрерывноготранспорта: укладка грузов должна обеспечивать равномернуюзагрузку рабочего органа и устойчивое положение груза; подачаи снятие груза с рабочего органа машины должна производиться при помощиспециальных подающих и приемных устройств. 2.14.(Исключен, Изм. № 1). 2.15. При производстве работ с тарно-штучнымигрузами следует использовать контейнеры, средства пакетирования, а такжеспециализированные грузозахватные приспособления, исключающие выпадение грузов.

2.16.Крыши контейнеров, устройства для их строповки и крепления к транспортнымсредствам должны быть очищены от посторонних предметов, льда и снега. 2.15,2.16. (Измененнаяредакция, Изм. № 1). 2.17.(Исключен, Изм. № 1).

2.18. При погрузке (выгрузке) металловэлектромагнитными и грейферными захватами зона подъема и перемещения грузовдолжна быть ограждена. (Измененная редакция, Изм. № 1).

2.19.(Исключен, Изм. № 1). 2.20. На местах погрузки и выгрузки лесоматериаловдолжны быть предусмотрены приспособления, исключающие развал лесоматериалов.

2.21.Погрузку и выгрузку сыпучих грузов следует производить механизированнымспособом, исключающим загрязнение воздуха рабочей зоны. (Измененная редакция, Изм. № 1).

2.22.При разгрузке сыпучих грузов из полувагонов люки следует открывать специальнымиприспособлениями, позволяющими работающим находиться на безопасном расстоянии.

Приразгрузке сыпучих грузов из полувагонов на повышенных путях, расположенных навысоте более 2,5 м, люки следует открывать со специальных мостиков. 2.23.При ликвидации зависания сыпучих грузов в емкостях нахождение в них работающихне допускается. (Измененная редакция, Изм. № 1).

2.24.(Исключен, Изм. № 1). 2.25.

При разгрузке сыпучих грузов савтомобилей-самосвалов, стоящих на насыпях, а также при засыпке котлованов итраншей грунтом, автомобили-самосвалы необходимо устанавливать на расстоянии неменее 1м от бровки естественного откоса. (Измененная редакция, Изм. № 1). 2.26.Погрузочно-разгрузочные работы и перемещение опасных (по ГОСТ 19433-81) грузовследует производить: всоответствии с требованиями безопасности труда; содержащимися в документации,утвержденной в установленном порядке; вспециально отведенных местах при наличии данных о классе опасности по ГОСТ 19433-81и указаний отправителя груза по соблюдению мер безопасности.

2.26.Погрузочно-разгрузочные работы и перемещение опасных (по ГОСТ 19433-81) грузовследует производить: всоответствии с требованиями безопасности труда; содержащимися в документации,утвержденной в установленном порядке; вспециально отведенных местах при наличии данных о классе опасности по ГОСТ 19433-81и указаний отправителя груза по соблюдению мер безопасности. 2.27.Не допускается выполнять погрузочно-разгрузочные работы с опасными грузами приобнаружении несоответствия тары требованиям нормативно-технической документации,утвержденной в установленном порядке, неисправности тары, а также приотсутствии маркировки и предупредительных надписей на ней. Послеокончания работ с опасными грузами места производства работ,подъмно-транспортное оборудование, грузозахватные приспособления и средстваиндивидуальной защиты должны быть подвергнуты санитарной обработке взависимости от свойств груза.

2.28.При возникновении опасных и вредных производственных факторов вследствиевоздействия метеорологических условий на физико-химическое состояние грузапогрузочно-разгрузочные работы должны быть прекращены или приняты меры посозданию безопасных условий труда. 2.27,2.28. (Измененнаяредакция, Изм.

№ 1). 2.29.(Исключен, Изм. № 1). 2.30.Погружать и разгружать животных, сырье и продукты животного происхожденияследует лишь при наличии данных о характере груза и в соответствии стребованиями ГОСТ 12.1.008-76.Перед началом работ груз должен быть проверен органами ветеринарного надзора.

2.31. Погружать, выгружать и перемещать грузы,требующие карантинной обработки, следует на специально выделенных площадках,отвечающих предъявляемым к ним санитарным требованиям Министерстваздравоохранения СССР.

2.32.После выполнения погрузочно-разгрузочных работ с животными, сырьем и продуктамиживотного происхождения места производства работ, транспортные средства,грузозахватные приспособления, инвентарь и средства индивидуальной защитыдолжны быть подвергнуты дезинфекции. (Измененная редакция, Изм. № 1). 2.33.Перед началом погрузочно-разгрузочных работ должен быть установлен порядокобмена условными сигналами между подающим сигналы (стропальщиком) и машинистомподъемно-транспортного оборудования.

(Введен дополнительно, Изм. № 1).

3.1.Места производства погрузочно-разгрузочных работ должны иметь основание,обеспечивающее устойчивость подъемно-транспортного оборудования, складируемыхматериалов и транспортных средств. 3.2.Выбор мест проведения погрузочно-разгрузочных работ, размещение на них зданий(сооружений) и отделение их от жилой застройки санитарно-защитными зонамидолжны соответствовать требованиям строительных норм и правил, утвержденныхГосстроем СССР, санитарных норм, утвержденных Минздравом СССР, и другойнормативно-технической документации. 3.3.На площадках для укладки грузов должны быть обозначены границы штабелей,проходов и проездов между ними.

Не допускается размещать грузы в проходах ипроездах. Ширинапроездов должна обеспечивать безопасность движения транспортных средств иподъемно-транспортного оборудования. 3.4.Места производства погрузочно-разгрузочных работ, включая проходы и проезды,должны иметь достаточное естественное и искусственное освещение в соответствиисо строительными нормами и правилами, утвержденными Госстроем СССР.

3.4.Места производства погрузочно-разгрузочных работ, включая проходы и проезды,должны иметь достаточное естественное и искусственное освещение в соответствиисо строительными нормами и правилами, утвержденными Госстроем СССР. Освещенностьдолжна быть равномерной, без слепящего действия светильников на работающих.Типы осветительных приборов следует выбирать в зависимости от условий среды,свойств и характера перерабатываемых грузов. 3.1-3.4. (Измененная редакция, Изм.

№ 1). 3.5.(Исключен, Изм. № 1). 3.6. Рабочие, занятые на погрузочно-разгрузочныхработах, должны быть обеспечены санитарно-бытовыми помещениями идоброкачественной питьевой водой. 3.7.Площадки производства погрузочно-разгрузочных работ должны соответствоватьтребованиям пожарной безопасности по ГОСТ 12.1.004-76, атакже строительным нормам и правилам, утвержденным Госстроем СССР, и правилампожарной безопасности, утвержденным или согласованным с ГУПО МВД СССР.

3.8.Температуру наружного воздуха и силу ветра в данном климатическом районе, прикоторых следует прекращать производство работ на открытом воздухе илиустраивать перерывы для обогревания рабочих, устанавливает администрацияпредприятия в соответствии с действующим законодательством. 3.9.Места производства погрузочно-разгрузочных работ должны быть оснащенынеобходимыми средствами коллективной защиты и знаками безопасности по ГОСТ12.4.026-76.

3.10.Движение транспортных средств в местах погрузочно-разгрузочных работ должнобыть организовано по транспортно-технологической схеме с установкойсоответствующих дорожных знаков по ГОСТ 10807-78, а такжезнаков, принятых на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

3.11.Температура, влажность, скорость движения воздуха в рабочей зонепроизводственных помещений, а также содержание вредных веществ в местахпроизводства погрузочно-разгрузочных работ — по ГОСТ12.1.005-76; уровни шума и вибрации на рабочем месте — по ГОСТ 12.1.003-76 и ГОСТ12.1.012-78. 3.12.Для перехода работающих по сыпучему грузу, имеющему большую текучесть испособность засасывания, следует устанавливать трапы или настилы с перилами навсем пути передвижения. 3.13.Грузовые столы, рампы, эстакады и другие сооружения должны быть оборудованыпостоянными или съемными отбойными устройствами.

3.14.Проходы и рабочие места должны быть выровнены и не иметь ям, рытвин.

Зимойпроходы должны быть очищены от снега, а в случае обледенения посыпаны песком,шлаком или другими противоскользящими материалами.

3.15.Для прохода (подъема) на рабочее место должны быть предусмотрены тротуары,лестницы, мостики, трапы, отвечающие требованиям безопасности. 3.9-3.15.(Введены дополнительно, Изм. № 1). 4.1.Подъемно-транспортное оборудование, применяемое при проведениипогрузочно-разгрузочных работ, должно соответствовать требованиям ГОСТ12.2.003-74, правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемныхкранов Госгортехнадзора СССР, а также требованиям безопасности, изложенным встандартах и технических условиях на оборудование конкретного вида.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

4.2.Установка, регистрация, испытание и техническое освидетельствованиеподъемно-транспортного оборудования и грузозахватных приспособлений должны бытьвыполнены в соответствии с правилами устройства и безопасной эксплуатациигрузоподъемных кранов, утвержденными Госгортехнадзором СССР, и другойнормативно-технической документацией, утвержденной в установленном порядке.

4.3.Не допускаются работы на грузоподъемной машине (кран, перегружатель крановоготипа) при скорости ветра, превышающей значение, указанное в паспорте машины, атакже при снегопаде, тумане, дожде, снижающих видимость в пределах рабочейзоны.

Недопускаются работы на грузоподъемной машине, если температура окружающеговоздуха ниже значения, указанного в паспорте машины. (Измененная редакция, Изм. № 1). 4.4.Подъмно-транспортное оборудование, транспортные средства при производствепогрузочно-разгрузочных работ должны быть в состоянии, исключающем ихсамопроизвольное перемещение.

4.5.Съемные грузозахватные приспособления (стропы, траверсы и др.) до пуска вработу должны быть подвергнуты полному техническому освидетельствованию.

4.6.Подъемно-транспортным оборудованием разрешается поднимать груз, масса котороговместе с грузозахватными приспособлениями не превышает допустимуюгрузоподъемность данного оборудования. Недопускается поднимать груз неизвестной массы, а также защемленный, примерзшийили зацепившийся. 4.5,4.6. (Введеныдополнительно, Изм.

№ 1). 5.1.К управлению подъемно-транспортным оборудованием допускаются лица не моложе 18лет, прошедшие медицинское освидетельствование в порядке, установленномМинздравом СССР, обученные безопасности труда в соответствии с ГОСТ12.0.004-79 и имеющие право управления указанным оборудованием.

(Измененная редакция, Изм. № 1). 5.2.Рабочие, занятые на погрузочно-разгрузочных работах, должны проходитьпредварительный и периодические осмотры в соответствии с требованиямиМинистерства здравоохранения СССР. Рабочим,занятым на погрузке и выгрузке животных и сырья животного происхождения, должныбыть сделаны профилактические прививки в соответствии с требованиями Министерстваздравоохранения СССР.

5.3.Инженерно-технические работники, ответственные за безопасное проведениепогрузочно-разгрузочных работ, должны проходить проверку знаний особенностейтехнологического процесса, требований безопасности труда, устройства ибезопасной эксплуатации подъемно-транспортного оборудования, пожарнойбезопасности и производственной санитарии в соответствии с их должностнымиобязанностями и в порядке, установленном органами государственного надзора. 5.4.К выполнению погрузочно-разгрузочных работ допускаются лица, прошедшие курсобучения и проверку знаний по безопасности труда в соответствии с ГОСТ12.0.004-79, а также оказанию первой помощи. Работающие,допущенные к погрузке (разгрузке) опасных и особо опасных грузов, должныпроходить специальное обучение безопасности труда с последующей аттестацией.

Припроизводстве погрузочно-разгрузочных работ с опасными грузами, текущийинструктаж следует проводить перед началом работ.

Впрограмму инструктажа должны быть включены сведения о свойствах опасных грузов,правила работы с ними, меры оказания первой доврачебной помощи. (Измененная редакция, Изм. № 1). 6.1.Спецодежда, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты должнысоответствовать требованиям ГОСТ12.4.011-75.

(Измененная редакция, Изм. № 1). 6.2.Спецодежду в зависимости от категории перерабатываемых грузов следуетподвергать стирке, химчистке, обезвреживанию и другим видам санитарной обработкив соответствии с действующими нормами, утвержденными в установленном порядке.

6.3.Рабочие при получении спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальнойзащиты должны быть проинструктированы о порядке пользования этими средствами иознакомлены с требованиями по уходу за ними.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

6.4.При наличии опасности падения предметов сверху работающие на местахпроизводства погрузочно-разгрузочных работ должны носить защитные каскиустановленных образцов.

6.5.(Исключен, Изм. № 1). 6.6.При выполнении погрузочно-разгрузочных работ следует использовать средстваиндивидуальной защиты в зависимости от вида груза и условий ведения работ.

6.7.Средства индивидуальной защиты должны соответствовать требованиям СТ СЭВ1086-78 и стандартов СЭВ на средства защиты конкретных видов. 6.6,6.7. (Введеныдополнительно, Изм.

№ 1).

4.2. Требования к погрузочно-разгрузочным площадкам

4.2.1.

Погрузочно-разгрузочные работы должны осуществляться на специально отведенной территории (площадке) с твердым покрытием без выбоин и уклонов, превышающих 3°.

Допускается в качестве погрузочно-разгрузочных площадок использовать спланированные площадки с твердым естественным грунтом, обеспечивающим нормальную эксплуатацию автотранспортных средств в пределах проектной нагрузки от грузов и транспортных средств.4.2.2. Подъездные пути (в том числе спуски и подъемы) к погрузочно-разгрузочным площадкам должны иметь твердое покрытие без выбоин и содержаться в исправном состоянии.4.2.3.

Подъездные пути (в том числе спуски и подъемы) к погрузочно-разгрузочным площадкам должны иметь твердое покрытие без выбоин и содержаться в исправном состоянии.4.2.3.

В местах пересечения подъездных путей с канавами, траншеями, железнодорожными линиями и т.п. должны быть устроены настилы или мосты шириной не менее 3,5 м, обеспечивающие безопасный переезд.4.2.4. Ширина подъездных путей должна быть не менее 6,2 м при двустороннем и 3,5 м при одностороннем движении с необходимым расширением на закруглениях дорог.4.2.5.

Размеры погрузочно-разгрузочных площадок должны обеспечивать размещение груза, нормальный фронт работ для необходимого количества транспортных средств, средств механизации и рабочих, занятых перемещением грузов.4.2.6.

Погрузочно-разгрузочные площадки должны иметь обозначенные границы.4.2.7. Выбор места для погрузочно-разгрузочных площадок и размещение на них зданий и сооружений должны производиться в соответствии с ГОСТ 12.3.009 и соответствовать требованиям СНиП II-89-80*.4.2.8. Места производства погрузочно-разгрузочных работ и подъездные пути к ним должны быть оборудованы дорожными знаками и указателями.4.2.9.

При размещении транспортных средств на погрузочно-разгрузочных площадках расстояние между габаритами стоящих друг за другом транспортных средств должно быть не менее 1 м, а между габаритами транспортных средств, стоящих рядом, — не менее 1,5 м.4.2.10. При проведении погрузочно-разгрузочных работ вблизи зданий расстояние между зданием и транспортным средством с грузом должно быть не менее 0,8 м, при этом обязательно наличие тротуара, отбойного бруса и т.п.4.2.11. Площадки для укладки грузов должны иметь обозначение границ штабелей, проходов и проездов между ними.

Размещение грузов в проходах и проездах не допускается.

Расстояние между штабелем груза и транспортным средством должно быть не менее 1 м.4.2.12. Места разгрузки автомобилей-самосвалов у откосов, оврагов и т.п.

должны оборудоваться колесоотбойными брусами. Если таковые не устанавливаются, то минимальное расстояние, на которое может подъезжать автомобиль для разгрузки к откосу, определяется конкретными условиями и углом естественного откоса грунта. При этом обязательно присутствие сигнальщика.4.2.13. Автотранспортные средства, подаваемые под погрузку или разгрузку задним ходом, не должны при этом маневрировать.

Автотранспортные средства, подаваемые под погрузку или разгрузку задним ходом, не должны при этом маневрировать. Выезд с места погрузки и разгрузки должен быть свободным, а его ширина не должна быть менее 3,5 м.4.2.14.

При погрузке сыпучих грузов из люков емкостей следует устанавливать указатели места установки транспортного средства и наносить разграничительные полосы на дороге при подъезде к люку.4.2.15. Эстакады, предназначенные для разгрузки, должны иметь необходимый запас прочности для принятия полностью загруженных транспортных средств, а также снабжены боковыми ограждениями и колесоотбойными брусьями.4.2.16. На площадках для погрузки и разгрузки тарных штучных грузов следует устанавливать платформы, эстакады, рампы высотой, равной высоте несущей поверхности (пола кузова) транспортных средств.4.2.17.

Ширина эстакады, предназначенной для перемещения по ней транспортных средств, должна быть не менее 3 м.4.2.18. Площадки, предназначенные для промежуточного складирования грузов, следует располагать на расстоянии не менее 2,5 м от железнодорожных путей и автомобильных дорог.4.2.19.

Освещенность погрузочно-разгрузочных площадок в темное время суток должна обеспечивать нормальные условия производства работ в соответствии с требованиями СНиП 23-05-95. Освещенность должна быть не менее 10 лк, равномерной, без слепящего действия осветительных приборов.4.2.20. Над погрузочно-разгрузочными площадками и площадками складирования грузов не допускается прохождение воздушных линий электропередачи.

При необходимости устройства мачт освещения внутри площадки подводка электрических проводов к ней осуществляется кабелем, проложенным под землей.Допускается подводка питающего кабеля по земле на козелках.4.2.21. При проведении погрузочно-разгрузочных работ в закрытых помещениях последние должны иметь искусственное и аварийное освещение по СНиП 23-05-95.

Главное про погрузо-разгрузочные работы: безопасное выполнение кранами и работниками

Погрузо-разгрузочные работы проводятся в большинстве организаций даже в небольших, причем многие работодатели не отдают отчет в необходимости соблюдать правила по охране труда при выполнении таких мероприятий, ну и как следствие повышенный травматизм среди работников.Несчастные случаи часто происходят не только со стропальщиками или сотрудниками, привлеченными для проведения погрузо-разгрузочных работ, но и водителями автомобилей, и часто причиной становится:

  1. безалаберное отношение к содержанию рабочего места;
  2. недостаточный контроль или его полное отсутствие со стороны руководителей;
  3. нарушение элементарных правил по охране труда.

Чтобы ничего не упустить, предлагаю разобраться в данной теме, “разложить ее по полочкам”, а если у вас останутся вопросы или будет что дополнить, можно написать об этом в комментариях.

Содержание Погрузо-разгрузочные работы – это мероприятия, при которых производится погрузка и выгрузка грузов различной тяжести и габаритов как вручную, так и при помощи специального оборудования или техники.И соблюдать правила безопасного выполнения работ, которые обязует нас приказ нужно даже для переноса грузов вручную, потому как работник может спину “сорвать” или со временем будет выявлено развитие профессионального заболевания.Но это еще, так сказать, “цветочки”, а вот “ягодки” это, когда происходят летальные несчастные случаи и вся ответственность ложится на плечи руководителя работ и работодателя. Если охрана труда при погрузо-разгрузочных работах не соблюдается, то травматизм достаточное распространенное явление и причиной часто становится:

  • Неблагоприятные погодные условия.
  • Подъем грузов над людьми.
  • Недостаточная связь или видимость между стропальщиком и водителем техники.
  • Недостаточная устойчивость техники при проведении работ.
  • Незнание правил строповки грузов.
  • Отсутствие технического освидетельствования у техники, применение неисправного инвентаря во время погрузо-разгрузочных работ.
  • Отсутствие защитных ограждений при проведении погрузо-разгрузочных работ.
  • Недостаточное пространство для проведения работ.
  • Нахождение людей в зоне погрузо-разгрузочной деятельности.
  • Работа без использования средств индивидуальной защиты.
  • Отсутствие необходимо обучения у работников.
  • Превышение массы груза рабочей грузоподъемности оборудования.

Причин масса, и чтобы избежать травмирования лучше учесть все нюансы и не полагаться на авось, как в одной из организаций, в которой погиб кладовщик, его просто придавило грузом, потому что использовались неисправные стропы.

В результате груз сорвался, а работник склада находился в зоне погрузки, он не был обучен и не знал, что можно делать, а чего нельзя.Погрузо-разгрузочные работы относятся к опасным видам работ, поэтому допускаются лица, возраст которых старше 18 лет, прошедшие вводный и первичный инструктаж, стажировку и проверку знаний по охране труда.Сотрудники должны иметь профессиональное обучение соответствующей квалификации, например, работник, допущенный до стропальных работ, должен иметь удостоверение стропальщика. Ни в коем случае нельзя разрешать стропить людей, которые знают, как это делать, но допусков необходимых не имеют.Часто сталкивалась с таким ответом руководителей, что стропальщик заболел, а отгрузить “позарез” нужно, вот у нас разнорабочий стропить может, пусть сейчас отработает, все будет отлично.

Да, возможно, в этот раз и все обойдется, но если нет, то можно открывать .Но не только обучение необходимо работникам, но и использование в работе средств индивидуальной защиты именно поэтому важно контролировать:

  1. в помещениях, загрязненных вредными или ядовитыми веществами, – обеспечение респираторами, противогазами, костюмами химической защиты.
  2. обеспечение работников спецодеждой, обувью, защитными касками, сигнальными жилетами;

Спецодежда должна быть застегнута, потому как есть требование безопасности, что при погрузо-разгрузочных работах применение СИЗ с развевающимися концами строго запрещено, она должна быть чистой, без замазученных пятен.При проведении погрузочно-разгрузочных работ стоит учитывать опасные и вредные факторы, которые будут оказывать воздействие на рабочих, с которыми они должны быть ознакомлены при проведении инструктажа.

И к ним относятся:

  1. возможность падения грузов, частичного или полного разрушения тары.
  2. специфика грузов (тары), острые предметы на их поверхности;
  3. движущиеся части оборудования и механизмов, например, производственная техника транспорт, ручные и механизированные погрузчики, другое производственное оборудование);
  4. воздействие низких или высоких температур;
  5. физические усилия при переноске грузов вручную;

Вследствие воздействия этих и других факторов может возникать снижение трудоспособности работника, развитие профессионального заболевания, частичная или полная утрата трудоспособности.

А чтобы снизить риски при проведении погрузо-разгрузочных работ, нужно выполнять следующие мероприятия:

  1. ликвидировать все ямы, рытвины и овраги;
  2. обеспечить достаточное освещение, если работы проводятся в темное время суток;
  3. предварительно подготовить рабочую зону;
  4. следить за исправностью погрузчиков, талей, подъемников, электрооборудования, своевременным проведением техобслуживания.
  5. использовать противоскользящие средства (песчано-солевой смеси) в местах подверженных наледи;

Ответственный за погрузо-разгрузочные работы, назначенное приказом руководителя должен контролировать и знать, что запрещено:

  1. перемещать легковоспламеняющиеся жидкости и газовые баллоны вместе с детонирующими фитилями, петардами, веществами для поддержания горения, пищевыми продуктами;
  2. курить в зоне ближе 10 метров от места погрузочно-разгрузочных работ;
  3. загружать или разгружать ядовитые вещества/кислоты вблизи общественных мест;
  4. проводить такие работы в местах, не обеспеченных средствами первичного пожаротушения.
  5. закреплять грузы в кабине транспорта так, чтобы они имели возможность упасть или опрокинуться;

Очень важна охрана труда при погрузо-разгрузочных работах и ответственные лица, а также задействованные сотрудники в обязательном порядке должны удостовериться в исправности оборудования, проверить целостность электрооборудования, наличие у него защитного заземления. А в местах, где возможно перемещение людей, ограждают:

  1. тали, блоки, другие натяжные устройства по всей высоте их функционирования, а также участки под ними;
  2. погрузочные и приемные устройства;
  3. части конвейера, которые выступают или пересекают проход или проезд.

Перевозить и перемещать такие грузы следует строго в соответствии с рекомендациями их заводов-производителей, согласно маркировкам и предупреждающим надписям.Погрузо-разгрузочные работы могут производиться работниками и вручную, при этом тоже нужно соблюдать определенные правила по охране труда:

  1. при совместном переносе длинномерных грузов, обязательно расположение рабочих с одной стороны груза, для исключения его перекосов;
  2. запрещается обгон рабочих, идущих впереди;
  3. нахождение вблизи работающего транспорта;
  4. следование рабочих в ногу.
  5. хождение по уже уложенным грузам.

А чтобы снизить вероятность развития профзаболеваний, масса груза, которую позволяется поднимать одним рабочим, не должна превышать 50 кг (у женщин 15 кг).

Совместное перемещение рабочими грузов до 80 кг, разрешается только если расстояние, на которое будет перемещен груз, не превысит 25 метров.

Когда имеется возможность, следует стараться свести ручной труд к минимуму: использовать подручные приспособления, захваты или тележки.Погрузо-разгрузочные работы должны проводиться с учетом положения правил и во многих случаях они являются исчерпывающими. Однако нередко может возникнуть, ситуация, когда их может быть недостаточно.

В этом случае, согласно п.3 приказа, следует руководствоваться государственными отраслевыми нормативами, а также требованиями предъявляемыми заводами-изготовителями грузов. Более того, следование именно отраслевым нормам считается более приоритетным.

Но, к примеру, порядок погрузки-разгрузки лесоматериалов в Приказе № 642н содержит лишь общие требования, а если же речь идет о конкретной отрасли, например, о нефтедобывающей промышленности или транспортировке горючего сырья, то следует придерживаться отраслевых норм, установленных для данного вида деятельности.На этом статью закончу, а если у вас есть что добавить или остались вопросы, прошу присоединяться в комментариях. Если вам нужна моя помощь, обязательно помогу.

Безопасность труда при погрузочно-разгрузочных работах

Погрузочно-разгрузочные работы должны выполняться в соответствии с требованиями стандартов и правилами по охране труда при помощи подъемно-транспортного оборудования и средств малой механизации (грузов массой >50 кг и при подъеме на высоту >2 м).

Правилами установлены следующие нормы переноски мужчиной (на расстояние до 25 м) максимальной нагрузки: 16 кг — для 16—18-летних Нормы предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную: 15 кг при подъеме и перемещении тяжестей при чередовании с другой работой; 10 кг при подъме тяжестей на высоту более 1,5 м; 10 кг при подъеме и перемещении тяжестей постоянно ч течение рабочей смены; суммарная масса грузов, перемещаемых за смену, не должна превышать 7 т. При этом следует иметь в виду, что в массу поднимаемого и перемещаемого груза включается масса тары и упаковки, а при перемещении грузов на тележках или в контейнерах прилагаемое усилие не должно превышать 150 Н.

Перед выполнением погрузочно-разгрузочных работ стропальщик должен ознакомиться с состоянием подъездных путей, погрузочно-разгрузочных площадок, организацией работ и средствами механизации, схемами строповок и наличием необходимых стропальных средств. Лицам, не имеющим прямого отношения к погрузочно-разгрузочным работам, запрещено находиться в местах проведения этих работ и в зоне работы грузоподъемных механизмов. Погрузочно-разгрузочные работы следует выполнять под руководством ответственного лица, назначаемого администрацией.

Требования к погрузочно-разгрузочным пунктам и площадкам. Постоянные погрузочно-разгрузочные пункты должны быть специализированы и в соответствии с видами грузов оснащены устройствами для механизированной погрузки и выгрузки. Размеры погрузочно-разгрузочных площадок должны быть такими, чтобы обеспечить нормальный фронт работ для необходимого транспорта и оборудования механизации.

Подъездные пути к площадкам и пунктам должны иметь твердое покрытие и содержаться в исправном состоянии. Спуски и подъемы подъездных путей для автотранспорта в зимнее время надо очищать от льда и посыпать песком или шлаком.

Ширина подъездных путей для автомобилей должна быть не менее: 6,2 м при двухстороннем движении и 3,5 м при одностороннем. В местах пересечения подъездных путей с канавами, траншеями и железной дорогой следует устраивать переезды в виде настилов или мостов. Расстояние между автомобилями на погрузочно-разгрузочной площадке должны быть не менее 1 м по глубине и 1,5 м по фронту.

Интервал между зданием и задним бортом кузова автомобиля установлен не менее 0,5 м. Расстояние между автомобилем и штабелем груза — не менее 11 м. В темное время суток площадка должна хорошо освещаться: освещенность должна составлять 100 лк при использовании газоразрядных ламп и 50 лк — ламп накаливания.

Для погрузки и выгрузки тарных и штучных грузов на складах устраивают платформы, эстакады, рампы, позволяющие использовать автопогрузчики и другой транспорт. Грузы, перевозимые на автомобилях, по массе подразделяются на три категории: первая — <80 кг, а также сыпучие, мелкоштучные, перевозимые навалом; вторая 80—500 кг; третья —>500 кг. По опасности грузы подразделяются на группы:

  • опасные.
  • опасно больших размеров;
  • пылящие или горящие (цемент, асфальт, битум и т. п.);
  • малоопасные (стройматериалы, пищевые продукты и т.п.);

Опасные грузы подразделяются на классы:

  • газы, сжатые, сжиженные и растворенные под давлением;
  • легковоспламеняющиеся вещества и материалы, способные во время перевозки легко загораться от внешних источников воспламенения в результате трения, поглощения влаги, самопроизвольных химических превращений, а также при нагреве;
  • едкие и коррозионные вещества;
  • вещества, требующие применения определенных правил перевозки и хранения (твердые и жидкие горячие вещества и материалы при определенных условиях независимо от того, что они относятся к третьему или четвертому классам, могут быть пожароопасными; вещества, которые при некоторых условиях могут быть едкими и коррозионными; вещества слабоядовитые, при пожаре или при реакции с другими веществами становящиеся ядовитыми или раздражающими; вещества, основной опасностью при перевозке которых является повышенное давление, создающееся в упаковке).
  • легковоспламеняющиеся жидкости, смеси жидкостей, а также жидкости, содержащие твердые вещества в растворе или суспензии, которые выделяют легко воспламеняющие пары, имеющие температуру вспышки в закрытом сосуде <+61>
  • взрывчатые вещества;
  • ядовитые и инфекционные вещества;
  • окисляющие вещества и органические пероксиды, которые легко выделяют кислород, поддерживают горение и могут в смеси с другими веществами вызвать самовоспламенение и взрыв;
  • радиоактивные вещества;

При погрузке и укладке грузов первой группы в кузове автомобиля необходимо выполнять следующие правила:

  1. ящичный, бочковый и другой штучный груз укладывать плотно, без промежутков, чтобы при движении он не мог перемещаться по полу кузова;
  2. штучные грузы, возвышающиеся над бортом кузова, следует увязывать крепкими исправными канатами или веревками (металлическим канатом и проволокой пользоваться запрещается); место нахождения рабочих, увязывающих грузы, — погрузочно-разгрузочная площадка; высота груза не должна превышать высоту проездов под мостами и путепроводами, встречающимися на пути следования, и быть более 3,8 м от поверхности дороги до высшей точки груза;
  3. при укладке грузов в бочках в несколько рядов их следует накатывать по слегам или накатам, бочки с жидким грузом необходимо устанавливать пробкой вверх.

    Каждый ряд следует укладывать на прокладках из досок с подклиниванием всех крайних рядов.

    Вместо клиньев нельзя применять другие предметы.

  4. в промежутки между грузами необходимо вставить прочные деревянные прокладки и распорки;

При погрузке и выгрузке грузов второй группы (длинномерных, длиннее на 2 м кузова) необходимо выполнять следующие правила:

  1. при перевозке длинномерных грузов более короткие располагают сверху;
  2. выгружать длинномерные штучные грузы (балки, рельсы, бревна и т. п.) следует при помощи средств механизации, при выгрузке вручную необходимо применять прочные прокаты, работу должны выполнять не менее двух рабочих.
  3. бревна и пиломатериалы запрещается грузить выше стоек, не разрешается грузить длинномерные грузы по диагонали в кузов, оставляя выступающие за боковые габариты автомобиля концы и загораживать грузом стекло кабины;
  4. платформы автомобилей не должны иметь бортов, но должны обеспечиваться съемными или откидными стойками, предохраняющими груз от падения;
  5. при погрузке длинномерных грузов на прицепы-роспуски следует оставлять зазор между задней стенкой кабины и грузом, чтобы прицеп мог свободно поворачиваться по отношению к автомобилю на 90° в каждую сторону;

При погрузке, выгрузке и перевозке грузов превышающих по своим размерам ширину кузова автомобиля, необходимо соблюдать следующие правила:

  1. при перевозке на специальных прицепных тележках на них также следует устанавливать габаритные указатели.
  2. платформы автомобилей не должны иметь бортов, а площадь пола следует увеличивать в обе стороны в соответствии с размером груза;
  3. крайние точки груза должны обозначаться сигнальными щитками или флажками;

Погрузка и выгрузка грузов третьей группы должны быть механизированы.

Навалом груз погружается так, чтобы он не возвышался над бортами кузова и располагался равномерно по всей площади пола. Пылящие грузы в открытых кузовах укрывают брезентом или другим материалом для предохранения от распыления. Рабочие, занятые на погрузке и выгрузке пылящих грузов, и водители транспорта должны обеспечиваться пыленепроницаемыми очками и респираторами.

Фильтр респиратора должен меняться по мере загрязнения, но не реже одного раза в смену. Рабочим, работающим в респираторах, предоставляется периодический отдых со снятым респиратором. Спецодежда должна ежедневно обеспыливаться.

При погрузке и выгрузке хлорной извести рабочим следует выдавать противогазы с фильтром для поглощения хлора.

Грузить и выгружать грузы четвертой группы и устанавливать их в транспортные приспособления должны двое рабочих. Перед началом работы каждый груз следует тщательно осмотреть.

При обнаружении даже малейших повреждений тары должны быть приняты дополнительные меры предосторожности, чтобы гарантировать безопасность работающих и обслуживающего персонала. Кислоты и едкие вещества следует грузить и выгружать в специально оборудованных складах или помещениях и на платформах одного уровня с разгружаемым вагоном. Рабочие должны быть в спецодежде, установленной нормами, и с противогазами.

Переносить бутыли с кислотой можно только после проверки состояния корзин и особенно дна и ручек. При повреждении тары следует немедленно вызвать руководителя, отвечающего за погрузку, который обязан обеспечить безопасное проведение работ.

Категорически запрещается переносить бутыли с кислотой и щелочью на спине, плече и перед собой. Запрещается наклонять порожние бутыли, так как в них могут быть остатки едкой жидкости.

Стеклянную тару с жидкостями устанавливают стоймя. Грузы в стеклянной таре нельзя устанавливать один на другой без прочных предохранительных прокладок. Стеклянная тара с едкими жидкостями должна находиться в специальных корзинах (плетеных, деревянных или пластмассовых) с соломой, стружкой или другим наполнителем.

При перевозках всякий груз следует укреплять так, чтобы он не смог переместиться или опрокинуться. При погрузке и выгрузке грузов четвертой группы вентили баллонов со сжатым или сжиженным газом должны быть закрыты металлическими колпаками. При погрузке баллонов в кузов более чем в один ряд необходимо применять прокладки для предохранения баллонов от соприкосновения.

При перевозке баллонов в жаркое время года их необходимо изолировать от солнечных лучей. Сосуды со сжатым, сжиженным или растворенным под давлением газом не разрешается бросать, ударять, толкать. Перевозить их рекомендуется в контейнерах или закрепленными так, чтобы они не соударялись, не опрокидывались и не падали.

Сосуды, предназначенные для перевозки в горизонтальном положении, следует закреплять так, чтобы исключить их самопроизвольное перемещение. Для закрепления грузовых мест с воспламеняющимся материалом запрещается использовать горючие материалы. 6024 Закладки

Охрана труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов

Довольно часто возникают вопросы по охране труда и по пожарной безопасности в части складирования грузов и изделий.

В помощь лицам, которые осуществляют данные работы, разработаны правила по охране труда при погрузо-разгрузочных работах и размещении грузов, утвержденные Приказом N 642н от 17.09.2014 г. Перечень правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах Приказ 642н

«Погрузочно-разгрузочные работы и размещение грузов»

Видео эксперта по охране труда Терентьева Анатолия «Погрузочно-разгрузочные работы правила по охране труда».

Текстовая версия: В Правилах по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах приказом 642н установлены следующие разделы: 1 Раздел

«Общие положения, требования по допуску к самостоятельной работе работников, проводящие данные работы»

.

2 Раздел

«Требования к рабочим местам, рабочим помещениям, оборудованию и инструменту»

.

3 Раздел

«Требования к организации погрузо-разгрузочных работ»

. 4 Раздел

«Требования охраны труда при работе с опасными грузами»

.

Приложение к Правилам 642н по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов «Способы и параметры размещения грузов» Содержание К погрузо-разгрузочным работам допускаются:

  1. работники, прошедшие обязательный медицинский осмотр;
  2. работники, достигшие 18-летнего возраста;
  3. работники, прошедшие обучение по безопасности труда, и имеющие соответствующее удостоверение.

Ответственность за погрузочно-разгрузочные работы правила по охране труда возлагают на работодателя.

В данном разделе правил говорится о недопустимости превышения предельных нагрузок на полы, перекрытия и площадки, на которые складируются грузы, а также о размещении необходимых записей о величине допустимых нагрузок. В разделе прописано, на каком расстоянии должны находится транспортные средства и другая погрузочная техника по отношению друг к другу, к стенам производственного здания и прочим объектам.

Описана подготовка рабочих мест и оборудования перед началом работы. Так, погрузочно-разгрузочная площадка должна быть освобождена от посторонних предметов, а также должны быть свободны проходы и проезды. Проверяется исправное состояние техники, оборудования.

Освещенность рабочих мест должно быть достаточной для проведения погрузочно-разгрузочных работ.

  • Ширина проезда меду штабелями всегда определяется габаритами транспортных средств.
  • При размещении грузов запрещается загромождать проходы к противопожарным инвентарям, гидрантам, а также выходы из помещений.
  • Размещение грузов в плотную к станам, колоннам здания, а также к оборудованию — не допускается. Данное расстояние между грузом и стеной, колонной, перекрытием здания должно составлять не менее 1 метра! Между грузом и потолочным светильником – не менее 50 сантиметров.
  • Если вблизи мест складирования проходят железнодорожные пути, либо наземные крановые пути, то в этом случае расстояние от ближайшего рельса до груза должно быть не менее 2-х метров при высоте штабеля до 1,2 метра. (если высота штабеля более 1,2 метра, то расстояние между рельсом и грузом должно быть не менее 2,5 метра).
  • Ящики в зарытых складских помещениях размещаются с обеспечением ширины главного прохода не менее 3-5 метров.
  • Размещение грузов производится по технологическим картам, с указанием мест размещения, размера проходов и проездов. Поэтому, на каждой площадке должна быть схема размещения грузов
  • Высота штабеля при ручной погрузке не должна превышать 3 метров. При использовании грузоподъемных механизмов – не менее 6 метров.
  • Грузы в таре всегда укладываются в устойчивые штабеля. Грузы в рваной таре укладывать в штабеля запрещается!
  • Грузы не должны примерзать к площадке (понятие мертвого груза).
  • Крупногабаритные грузы размещаются в один ряд на подкладках.

Здесь перечислены только основные требования к размещению грузов.

Чтобы ознакомиться со всеми требованиями к погрузочно-разгрузочным работам, читайте правила по охране труда по размещению грузов, утверждённые приказом 642н. Скачать правила можно по ссылке, размещенной вначале данной статьи. В данном разделе описываются действия работника, позволяющие избежать риска причинения вреда здоровья при работе с опасными грузами.

Раздел описывает погрузку, разгрузку и транспортировку сжатых, сжиженных, растворенных под давлением газов, легковоспламеняющихся жидкостей, взрывчатых веществ, кислот, щелочей и других едких соединений. В приложении к правилам 642н

«Погрузочно-разгрузочные работы правила по охране труда»

размещена табличка с различными материалами: кирпич, битум, трубы, листовой металл и проч.

К каждому материалу описан способ размещения, предельные размеры (высота и ширина), а также особые указания по размещению. В этой статье мы перечислили основные требования охраны труда при размещении грузов.

Вы узнали, как соблюдать требования охраны труда, когда на предприятии осуществляются погрузочно-разгрузочные работы: правила по охране труда, утвержденные приказом 642н.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+