Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Основные тенденции социально экономического развития в 2021 года

Основные тенденции социально экономического развития в 2021 года

Новости


Решения, принятые на : 1. О прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годовРешения Правительства:1. Принять к сведению по данному вопросу.2. Одобрить подготовленный Минэкономразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.2.

О проекте федерального закона

«О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов»

Решение Правительства:Одобрить в основном проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов».3. Об основных направлениях таможенно-тарифного регулирования на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годовПроект постановления Правительства Российской Федерации направлен на решение целей и задач, установленных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2021 года №474

«О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»

, и устанавливает среднесрочные приоритеты регулирования в таможенно-тарифной сфере, повышающие предсказуемость условий ведения внешнеэкономической деятельности и позволяющие совершенствовать существующие методы таможенного администрирования.Решение Правительства:Одобрить проект основных направлений таможенно-тарифного регулирования на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.4. О проекте основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2021 год и период 2022 и 2023 годовРешение Правительства:Одобрить проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2021 год и период 2022 и 2023 годов.5.

О проекте федерального закона

«О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон “О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2021 году” и установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2021 году»

Реализация предусмотренных законопроектом мер позволит повысить эффективность, прозрачность формирования и исполнения федерального бюджета, а также обеспечить своевременное реагирование на изменения экономической конъюнктуры и возникающие вызовы, в том числе связанные с изменением эпидемиологической ситуации в результате распространения коронавирусной инфекции.Решение Правительства:Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон “О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2021 году” и установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2021 году», включив в него положения, касающиеся новых нормативов зачисления доходов от уплаты налога на доходы физических лиц, в связи с внесением изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации о повышении на 2 процентных пункта ставки налога на доходы физических лиц, превышающие 5 млн рублей в год, и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.6. О проекте федерального закона

«О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части реализации отдельных положений основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации»

Принятие и реализация законопроекта позволят реализовать основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на период 2021–2023 годов.Решение Правительства:Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части реализации отдельных положений основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.7.

О проекте федерального закона

«О внесении изменений в статью 430 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

Решение Правительства:Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в статью 430 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.8.

О проекте федерального закона

«О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части налогообложения доходов физических лиц, превышающих 5 миллионов рублей за налоговый период»

Решение Правительства:Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части налогообложения доходов физических лиц, превышающих 5 миллионов рублей за налоговый период» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.9. О проекте федерального закона

«О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

Решение Правительства:Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.10. О проекте федерального закона

«О внесении изменений в главы 254 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

Решение Правительства:Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в главы 254 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».11.

О проекте федерального закона

«О внесении изменений в статью 31 Закона Российской Федерации “О таможенном тарифе”»

Решение Правительства:Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в статью 31 Закона Российской Федерации “О таможенном тарифе”» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.12. О проекте федерального закона

«О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов»

Законопроектом предусматривается утверждение основных характеристик бюджета Фонда на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов. Законопроект подготовлен на основе базового варианта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2023 года.

Принятие законопроекта позволит обеспечить финансирование Фондом пенсионных обязательств государства.Решение Правительства:Одобрить проект федерального закона

«О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов»

и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.13. О проекте федерального закона

«О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов»

Законопроектом предусматривается утверждение основных характеристик бюджета Фонда на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.

Законопроект подготовлен на основе базового варианта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2023 года. Принятие законопроекта позволит обеспечить финансирование Фондом социальных обязательств государства.Решение Правительства:Одобрить проект федерального закона

«О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов»

и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.14.

О проекте федерального закона

«О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов»

Принятие законопроекта позволит сохранить в 2021–2023 годах размеры страховых тарифов по классам профессионального риска на уровне 2021 года, установить, что средний страховой тариф по видам экономической деятельности составит 0,51% к суммам выплат и иных вознаграждений, а также обеспечить поступление в 2021–2023 годах страховых взносов, достаточных для обеспечения в полном объёме выплат по страхованию и финансирования Фондом социального страхования Российской Федерации других расходов, предусмотренных законодательством.Решение Правительства:Одобрить проект федерального закона «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.15. О проекте федерального закона

«О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов»

Законопроектом предусматривается утверждение основных характеристик бюджета Фонда на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов. Законопроект подготовлен на основе базового варианта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2023 года.

Принятие законопроекта позволит обеспечить финансирование Фондом обязательств государства по бесплатному оказанию медицинской помощи населению.Решение Правительства:Одобрить проект федерального закона

«О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов»

, доработав с учётом состоявшегося обсуждения, и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.16.

О проекте федерального закона

«О внесении изменений в Федеральный закон “Об официальном статистическом учёте и системе государственной статистики в Российской Федерации”»

Принятие законопроекта позволит усовершенствовать порядок предоставления первичных статистических данных и ликвидировать правовые пробелы в регулировании вопросов, связанных с обеспечением Росстатом выполнения полномочий в установленной сфере деятельности.Решение Правительства:Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “Об официальном статистическом учёте и системе государственной статистики в Российской Федерации”» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.17. О внесении в 2021 году добровольного целевого взноса Российской Федерации в фонд Всемирной продовольственной программы Организации Объединённых Наций на оказание гуманитарной помощи Республике Бурунди, Республике Джибути, Федеративной Республике Сомали, Республике Сьерра-Леоне и Центральноафриканской РеспубликеВыделение Российской Федерацией целевого финансирования на гуманитарную помощь Бурунди, Джибути, Сомали, Сьерра-Леоне и ЦАР окажет позитивный политический и информационный эффект, подтвердит статус России как ответственного донора гуманитарной деятельности и содействия устойчивому развитию, а также укрепит двусторонние отношения с этими государствами.Решение Правительства:Принять проект распоряжения Правительства Российской Федерации по данному вопросу.18.

О выделении из резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2021 году бюджетных ассигнований на предоставление бюджету Республики Ингушетия дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской ФедерацииПринятие проекта распоряжения позволит осуществить финансирование социально значимых расходов Республики Ингушетия и обеспечит устойчивость регионального бюджета.Решение Правительства:Принять проект распоряжения Правительства Российской Федерации по данному вопросу.

Концепция развития России до 2021 года оказалась невыполнимой

Рост ВВП на 6,5%, радикальное сокращение бедности, увеличение инвестиций в человеческий капитал — такие цели ставились более десяти лет назад в Концепции развития России до 2021 года. РБК изучил, что получилось, а что нет Фото: Дмитрий Ловецкий / AP В 2021 году истекает формальный срок действия долгосрочного социально-экономического развития России от 2008 года.

По ряду целевых показателей документа дедлайн фактически продлен — они стали национальными целями, закрепленными президента Владимира Путина в 2018 году.

Концепция социально-экономического развития России до 2021 года, разработанная Минэкономразвития, была утверждена правительством в ноябре 2008 года. На первом этапе — до 2012 года — предполагалось создание базовых нормативных документов и начало их реализации.

Однако в 2008 году из-за глобального финансового кризиса цели концепции во многом стали нереализуемыми уже на старте. В 2011–2012 годах эксперты ВШЭ и РАНХиГС разрабатывали новый документ, ставший известным как . Как пояснял Владимир Путин, программу по второму этапу концепции 2008 года необходимо было откорректировать в связи с изменениями, которые внес финансовый кризис.

В марте 2012 года авторы представили итоговый доклад из более чем 800 страниц, предполагавший переход России на постиндустриальную модель развития и рост ВВП минимум на 5% в год.

Но Стратегия-2021 так и не была рассмотрена и утверждена правительством. А концепция долгосрочного социально-экономического развития, принятая в 2008 году, не была упразднена и формально остается действующей.

«В 2015–2021 годах Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объему ВВП (по паритету покупательной способности)»

, — говорилось в концепции.

  1. Россия по доле в мировом ВВП на протяжении многих лет делила пятое-шестое место с Германией, в 2011–2014 и 2016 годах опережала ее.
  1. По итогам 2018 года Россия на шестом месте (3,1% мирового ВВП). Первая пятерка представлена Китаем (18,7%), США (15,2%), Индией (7,7%), Японией (4,1%) и Германией (3,2%).
  1. Вхождение России в пятерку крупнейших экономик мира закреплено в качестве национальной цели майским указом 2018 года.

    Согласно прогнозным расчетам МВФ, Россия в предстоящие годы все-таки обойдет Германию по доле в мировом ВВП, но к 2024 году уступит место в пятерке Индонезии.

Читайте на РБК Pro За счет создания «модели инновационного социально ориентированного развития» в совокупности с традиционными конкурентными преимуществами в энергосырьевом секторе экономика должна к 2021 году выйти «на траекторию долгосрочного устойчивого роста со средним темпом около 6,4–6,5% в год», говорилось в концепции. Концепция обещала прорыв в повышении эффективности человеческого капитала и создании комфортных социальных условий, либерализацию экономических институтов и усиление конкурентности бизнес-среды, ускоренное распространение новых технологий и развитие высокотехнологичных производств.

  1. Фактические темпы роста экономики оказались далеки от спрогнозированных в 2008 году. Среднегодовой рост ВВП в 2014–2018 годах лишь 0,5%. В 2021–2021 годах рост, согласно прогнозу Минэкономразвития, составит 1,3–1,7%.
  1. Ускорение экономики ожидается только с 2021 года, до 3,1–3,3%, но при условии реализации обширной программы улучшения делового климата, снижения административных барьеров для бизнеса, цифровизации и т.д.
  1. К 2021 году по сравнению с 2012 годом реальный ВВП должен был вырасти на 64–66%, следует из концепции.

    Но если проанализировать фактическую динамику ВВП с 2012 года, то получится, что в 2013–2019 годах он вырос на 5,8% (с учетом последних прогнозов властей по текущему году).

Реальным доходам обещали рост на 70% Концепция декларировала цель увеличить реальные располагаемые доходы населения по итогам 2021 года на 64–72% по сравнению с 2012 годом. Однако если в 2007–2013 годах доходы населения росли (на 22% в общей сложности), то с 2014 года началось их сокращение.

  1. По данным Росстата, с 2014 года наблюдается непрерывная отрицательная динамика, которая сменилась околонулевым ростом только в 2018 году.
  1. В третьем квартале 2021 года Росстат резкий рост реальных доходов — сразу на 3% (к соответствующему периоду прошлого года). Это экономистов, указавших на «нестыковки» этих данных с отрицательной динамикой других экономических показателей.
  1. В общей сложности, с 2012 года к третьему кварталу 2021 года реальные располагаемые доходы россиян сократились примерно на 5%.

Еще одна цель концепции на 2021 год — снижение уровня абсолютной бедности с 13,4% в 2007 году до 6–7%, а также увеличение среднего класса до более половины населения.

  1. Уровень бедности снижался с 2008 по 2012 год, когда доля населения с доходами ниже прожиточного минимума опустилась до 10,7%. Затем количество бедных опять стало расти и по итогам 2016 года составило 13,3%.
  1. После снижения в 2017–2018 годах в нынешнем показатель начал вновь подниматься: по итогам второго квартала 2021 года Росстат рост до 12,7%: за чертой бедности живут 18,6 млн человек.

Цель, обозначенная в концепции, сохраняется, но ее продлили до 2024 года. Согласно майскому указу президента, к этому времени уровень бедности должен снизиться в два раза, то есть до 6,6%. Вице-премьер Татьяна Голикова эту задачу самой сложной из всех обозначенных в указе.

Что касается среднего класса, то сейчас к нему можно отнести порядка 38% россиян, в ВШЭ.

При этом полностью соответствуют всем критериям среднего класса лишь 10,3 млн человек, или 7% по всей стране. В свою очередь, экономисты Альфа-банка , что доля среднего класса в России сократилась до минимума за 15 лет и составила в 2018 году 30%. Концепция гласит, что уровень смертности от насильственных причин должен снизиться к 2021 году примерно вдвое.

  1. Согласно данным Росстата, в 2007 году от внешних причин, куда входят как насильственные смерти, так и несчастные случаи, умерли 259,4 тыс. человек.
  1. В 2018 году количество таких смертей составило 144,6 тыс., что в 1,8 раза меньше показателя 2007 года. В расчете на 100 тыс. человек населения смертность от внешних причин .
  1. Впрочем, демографы предполагают, что часть насильственных смертей может маскироваться за показателем «повреждений с неопределенными намерениями», который в последние годы растет.

Средний уровень обеспеченности жильем к 2021 году должен был достигнуть 28–35 кв.

м на человека (или около 100 кв. м на среднестатистическую семью).

По данным Росстата, в 2018 году в среднем на одного человека приходилось 25,8 кв. м жилья. Концепция предусматривала перераспределение бюджетной системы в пользу расходов на развитие человеческого потенциала — с 8,6% ВВП в 2007 году до 11–11,7% ВВП в 2021 году. В частности, расходы на здравоохранение должны увеличиться с 3,6% ВПП до 5–5,5%, на образование — с 4 до 5–6% ВВП.

О том, что цели остались невыполненными, недавно напомнил глава Счетной палаты Алексей Кудрин во время первого чтения проекта бюджета на 2021–2022 годы в Госдуме.

«Помните, у нас была Концепция долгосрочного развития, мы ее еще называли «План Путина»

, принята в 2008 году? Там заложен бюджетный маневр — рост расходов бюджетной системы на здравоохранение и образование — до 5% ВВП по каждому», — сказал он.

По словам Кудрина, «вообще такое решение когда-то принималось» на уровне правительства и «Единой России».

«Но мы пока находимся на уровне меньше, чем было 11 лет назад»

, — констатировал он. Расходы на развитие образования в ближайшие три года планируются в среднем на уровне 3,7% ВВП, на здравоохранение — 2,9% ВВП, указывает Счетная палата в заключении на проект бюджета.

Для сравнения аудиторы приводят данные по странам «Большой семерки»:

  1. во Франции в 2021 году на здравоохранение заложено 8% ВВП, на образование — 4,7% ВВП.
  2. в Великобритании в 2018–2019 финансовом году расходы на здравоохранение составили 7,2% ВВП, на образование — 4,2% ВВП;
  3. в США на 2021–2022 годы на обязательные расходы по здравоохранению предусмотрено 10,1% ВВП ежегодно;

В 2008 году, когда утверждалась Концепция долгосрочного развития, реальность виделась по-другому, рассуждает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова.

До 2008 года экономика в среднем росла на 7% в год, и после кризиса 2008–2009 годов многие экономисты были уверены, что Россия вернется на траекторию шестипроцентного роста, напоминает она. По словам Орловой, концепция представляла собой

«оптимистичный сценарий, со ссылкой на историю прошлого десятилетия»

[до 2008 года]. Концепция писалась в то время, когда исходили из совершенно других экономических, геополитических, социальных предпосылок, солидарна руководитель направления Deloitte по оказанию услуг финансовым институтам России и СНГ Екатерина Трофимова.

«На фоне кризиса и санкций ситуация полностью поменялась. Объективно это был маловероятный план для исполнения», — отмечает она.

Санкции, введенные против России после присоединения Крыма, повлияли на замедление экономики лишь отчасти, считает Орлова.

«Ежегодно мы из-за санкций по состоянию на 2018 год теряли 0,5% ВВП, а с точки зрения потенциального роста — 0,3%.

Это не тот масштаб проблемы, которая могла бы объяснить расхождение между желаемыми 6% и фактическими 1–2% роста», — сказала она.

Экономика растет медленнее из-за структурных ограничений, например, демографических, и спада инвестиционной активности, пояснила экономист. «Инвестиционный рост до 2008 года был гораздо более интенсивным, особенно частного сектора. После 2008 года инвестиции росли, но в большей степени за счет госсектора», — отметила она.
После 2008 года инвестиции росли, но в большей степени за счет госсектора», — отметила она.

По мнению Орловой, долгосрочные стратегии развития пишутся не для выполнения на 100%, а для создания образа будущего, исходя из которого государство будет планировать свои действия.

И на момент создания в 2008 году концепция развития до 2021 года была вполне оптимальной.

«Проблемы возникают тогда, когда мы стратегию цементируем, 10 лет живем с каким-то планом, а потом смотрим — не выполнили.

Стратегия должна быть живой, это некий ориентир, она должна постоянно обновляться в процессе прихода каких-то новых событий, новой статистики. Реальность же меняется постепенно, и эти изменения нужно в стратегию инкорпорировать, — подчеркивает Орлова.

— У нас есть такая проблема, что мы формируем стратегию, потом о ней забываем, через пять лет достаем, выясняем, что она не сбылась, говорим, что она плохая, и придумываем новую». Планирование в России часто основывается на «ожиданиях и пожеланиях», а не на просчитанных макроэкономических прогнозах, замечает Трофимова. «Уровень выполнения таких стратегий достаточно низкий.

Кроме того, у нас все еще очень волатильная макроэкономическая ситуация, и это осложняет прогнозирование», — заключает она.

Стратегия-2021. Чего удалось достичь

29 сентября 2017Сегодня в России по поручению Президента создается новая стратегия социально-экономического развития, способная привести к тектоническим сдвигам в стране.

Но только в случае ее успешной реализации.

А для того, чтобы это случилось, надо честно ответить себе на вопрос о том, насколько сработали предыдущие стратегии, в чем были их сильные и слабые стороны? Что ж, начинаем разбираться…Возврат к планированиюСтратегии развития с многолетними горизонтами планирования – важные ориентиры при осознанном формировании образа будущего любой страны.

Для их написания, как правило, привлекаются эксперты из различных областей знания, определяются точки роста экономики, приоритеты развития общества.Если государству удается сформировать такой образ будущего, который будет разделяться большинством граждан и поддерживаться элитами, то стратегия становится «дорожной картой» развития страны.Советский Союз имел колоссальный опыт выработки подобных стратегий. Легендарное многолетнее экономическое планирование вошло в историю как «пяти-, а затем и «семилетки». И хотя их эффективность до сих пор остается предметом бурных дискуссий, попытка полного отрицания планового опыта в 1990-е годы была очевидно неэффективной, поэтому в 2000-е годы стратегическое планирование вернулось в перечень государственных практик, пусть и не в столь всеобъемлющем формате, как в СССР.От новой экономической модели к новой социальной политикеОдним из ключевых документов этого периода стала «Стратегия-2010» – перечень приоритетов экономической и социальной политики, во многом определившая вектор развития страны в начале XX века.Ей на смену пришла стратегия с горизонтом планирования до 2021 года.

Хотя в 2011 году, когда она писалась, экономическая статистика демонстрировала признаки спокойствия, эксперты уже били тревогу, указывая на структурные проблемы.

После 2014 года последние резко усилились под воздействием внешнеполитических факторов.Как сказано в докладе ВШЭ, посвященном этому документу, Стратегия-2021 базировалась на двух основаниях — новой модели экономического роста и новой социальной политике. Новая модель роста приходила на место прежней, опиравшейся на быстрый рост внутреннего спроса и цен на товары российского экспорта. Такая модель должна была обеспечить темпы несырьевого роста экономики на уровне 5% и более в год, что позволяло решать вопросы новой социальной политики.А судьи кто?Насколько этого удалось достичь?

Для ответа на этот вопрос было проведено анкетирование, в котором участвовали представители вузов и институтов, работавших ранее над разработкой Стратегии-2021. Среди них: эксперты Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), Высшей школы экономики (ВШЭ), Российской академии наук (РАН), Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (МГУ) и других организаций.

Для оценки была использована шкала от 0% (невыполнение меры) до 100% (полная реализация меры).Формальное исполнениеРезультаты получились неутешительными. По мнению экспертов, средний уровень выполнения мер, заложенных в Стратегию-2020, составил только 29,5%.Как показал анализ, доля полностью реализованных мер составила всего 6,8%.

По мнению экспертов, средний уровень выполнения мер, заложенных в Стратегию-2020, составил только 29,5%.Как показал анализ, доля полностью реализованных мер составила всего 6,8%.

В основном это были улучшающие организационные инновации, технические решения, но никак не реформы и коренные изменения, отвечающие реальным вызовам.Одновременно эксперты фиксировали высокий уровень имитации реформ, формальной реализации мер и поручений.

Согласно их оценкам, лишь немногие меры были выполнены без попыток искажения заложенных в них принципов.К последним, по мнению большинства экспертов, относится создание Резервного фонда Российской Федерации и Фонда национального благосостояния (наследников Стабилизационного фонда Российской Федерации), установка автоматизированных комплексов фиксации нарушения правил дорожного движения и ряд других.Кроме того, к полностью выполненным мерам относятся мероприятия, которые уже прорабатывались на протяжении последних лет, например, вступление России в ВТО или же работа по развитию ТС-ЕЭП и ЕврАзЭС, и которые были автоматически включены в Стратегию-2021.Частичная реализацияПоказательно, что почти по половине направлений, выделенных в Стратегии-2020, не было выполнено полностью ни одной меры.

К их числу относится и «Новая модель экономического роста». Кроме нее, в данном списке оказались: развитие общественных институтов, жилищная политика, сокращение неравенства и бедности, реформа бюджетного сектора.Если говорить о конкретных мерах, то не были выполнены такие ключевые мероприятия Стратегии-2020, как: формирование условий для роста деловой активности и внутренней конкуренции, повышение инвестиционной привлекательности, адаптация структуры бюджетных расходов к целям догоняющего развития (модернизации), «бюджетный маневр», сокращение государственного сектора, меры на рынке труда миграционной политики, улучшение налогового администрирования, стимулирование экспорта несырьевых секторов, предотвращение «утечки мозгов», развитие человеческого капитала.Согласно экспертным оценкам, 16 из 25 глав Стратегии-2021 были выполнены на уровне 25 – 50%.

К ним относятся: развитие финансового рынка, реформа пенсионной системы, налоговая политика, приватизация, инновации, изменения делового климата, на рынке труда и миграций, в сфере профессионального образования и другие.Только один раздел Стратегии-2021 был выполнен более чем наполовину – это развитие среднего образования («Новая школа»). Около 50% составляет уровень выполнения реализации мер по совершенствованию политики России на международной арене, в том числе на постсоветском пространстве.Источник: аналитический доклад “Анализ факторов реализации документов стратегического планирования верхнего уровня” (СПб, 2016)Динамика измененийФормально можно говорить о снижении уровня выполняемости стратегий. Так, если Стратегия-2010 была выполнена, согласно оценкам, на 39%, то Стратегия-2021 – только на 29%.Тем не менее, сравнивая две стратегии, необходимо понимать их существенное различие.

Стратегия-2010 была ориентирована в первую очередь на развитие «базовых» рыночных институтов, «реформу власти» и «установку нового социального контракта», стратегия же -2021 отличалась высоким уровнем детализации административных поручений.Не стоит забывать и о том, что именно на этап реализации стратегии-2021 пришлось резкое усиление внешнеполитического и внешнеэкономического давления на Россию, что потребовало резкой корректировки планов и оперативного решения большого количества новых задач.

Впрочем, о причинах такого исполнения стратегий и что надо сделать, чтобы такое не повторилось, поговорим в последующих публикациях.Продолжение следуетПубликация подготовлена на основе доклада “Анализ факторов реализации документов стратегического планирования верхнего уровня”

Экономика России в 2021 году может превзойти самые пессимистичные прогнозы

Москва, 15.11.2020, 15:58:26, редакция ПРОНЕДРА.РУ, автор Юлия Якобсон. Несмотря на оптимистичную риторику российских властей, спад экономики становится всё более ощутимым.

Правительству до сих пор не удалось осуществить поставленные президентом Владимиром Путиным цели: увеличение ВВП, борьба с бедностью и развитие социального проекта. По мнению аналитиков, будущий год не принесёт экономике РФ позитивных изменений.

По мнению властей, будущий год станет переломным моментом для экономики России.

Именно с него должен начаться стремительный прирост несырьевых доходов в бюджет. Согласно планам правительства, сформированным в 2008 году, в течение 12 последующих лет Российская Федерация должна войти в пятёрку стран с самой развитой экономикой в мире. Приоритетными целями на этот период российские власти называли

  • Импортозамещение. Использование российской продукции направлено на укрепление позиций отечественных производителей и повышение их конкурентоспособности по отношению к западным товарам.
  • Увеличение объёмов строительства. Число сданных в эксплуатацию объектов недвижимости должно удовлетворять спрос основной части россиян в жилье.
  • Повышение пенсионного возраста. Этот фактор власти считают экономически выгодным для национальной экономики. По их мнению, опытные возрастные специалисты заменят уезжающую молодёжь, а повышение их занятости ускорит рост ВВП.
  • Замедление инфляции до прогнозируемого уровня в 4%. Это позволит улучшить платежеспособность населения и направить в казну больше средств, в которых так нуждается финансовая система государства.
  • Переход к инновационному пути развития экономики вместо добычи и переработки ресурсов.
  • Повышение уровня благосостояния населения. Средней в 2021 году считается зарплата эквивалентная 500 долларам США. В будущем году власти обещают обеспечить её рост до 2 тыс. долларов США. Для военнослужащих Министерство обороны намерено поднять планку доходов до 3,3 тыс. долларов в месяц. При этом размер пенсий будет составлять не менее 80% от зарплаты.
  • Сохранение бюджетного правила. Направляя в казну все излишки от экспорта углеводородов, правительство намерено защитить страну от внешнего влияния и обеспечить устойчивость на случай экономического кризиса.

В будущем году срок действия 12-летней стратегии правительства по социально-экономическому развитию РФ подходит к концу.

Оценить успешность достижения целевых показателей и реализации национальных идей, закреплённых в «майских указах» Владимира Путина, можно будет уже скоро. Недостаточно успешную реализацию экономической стратегии, разработанную в 2008 году, сегодня признали даже власти.

Отечественные экономисты оправдываются тем, что такие долгосрочные планы редко бывают неизменными, поскольку они лишь намечают ориентиры. В 2008 году будущее государства виделось правительству по-другому. При разработке своих концепций и прогнозировании оно ориентировалось совсем на иные экономические, социальные и геополитические предпосылки.

Аналитики опирались на успешный экономический рост докризисного периода, к которому намеревались вернуться. Из-за конфликтов с соседями и эскалации напряжения с Западом, а также введения санкций, ситуация полностью изменилась. Реализация поставленных в 2008 году планов стала невозможной.

Вместо финансирования научных разработок и внедрения высоких технологий, правительство продолжает тратить бюджетные средства на развитие добычи и транспортировки энергоресурсов.

Кроме того, в стране ускоряется депопуляция населения. Талантливые молодые специалисты бегут на Запад, поэтому развивать технический прогресс в России скоро будет некому.

Наиболее консервативный экономический прогноз принадлежит экспертам Высшей школы экономики. Они полагают, что хотя России в будущем году вряд ли удастся попасть в пятёрку мировых лидеров, но её экономические показатели улучшатся. Так рост экономики достигнет 1,7-1,8%, В отличие от Минэкономразвития в ВШЭ считают, что пенсионный возраст потянет страну ко дну.

Предпенсионеры не смогут трудоустроиться, следовательно, их доходы будут катастрофически малыми.

Те же, кто сможет найти работу, лишит зарплаты молодые кадры, готовые прийти им на смену. В итоге, покупательская способность населения снизится, что плохо отразится на поступлениях в госбюджет.

Нефтяные котировки в ближайшее время могут упасть до 55-60 долларов за баррель. Однако, бюджетное правило компенсирует потери государства. Гораздо больше экономике РФ может навредить повышение НДС, результатом которого станет ускорение инфляции до 6%.

Минфин РФ обнародовал свой прогноз развития российской экономики в 2021 году.

В материалах к проекту федерального бюджета представлены следующие показатели:

  1. курс доллара США – 65,1 рубль за единицу;
  2. увеличение инвестиционного спроса — на 5,8%;
  3. повышение объёмов экспорта — на 6,1%;
  4. рост ВВП – 2%;
  5. уровень профицита госбюджета – 0,8%;
  6. финансирование нацпроектов – 1,98 трлн рублей.
  7. уровень инфляции – 4%;
  8. доходы казны от дивидендов госкомпаний – 760,6 млрд рублей;
  9. объём средств в Фонде национального благосостояния – 11,1 трлн рублей;
  10. объём госдолга – 17,2 трлн рублей;
  11. снижение уровня безработицы — до 4,6%;

Всемирный банк более пессимистично относится к темпам развития российской экономики.

Его аналитики заявляют, что рост ВВП в 2021 году составит менее 1%, что они считают настоящим экономическим фиаско для государства.

Прогнозирование роста ВВП сводится к 1,6%, а реальных доходов населения лишь к 0,1%. Некоторые экономисты допускают даже наличие отрицательных показателей. В таком скромном развитии, по мнению аналитиков, виновато колебание нефтяных цен и повышение НДС. По их прогнозу российский экспорт может снизиться на 3,5%, что негативно отразится на экономике страны.

По их прогнозу российский экспорт может снизиться на 3,5%, что негативно отразится на экономике страны.

Из-за неустойчивости на международном рынке, зависимости от стоимости ресурсов и напряжённости в отношениях с Западом, Россию ожидает затяжная рецессия.

Спасти российскую экономику от краха может лишь рост нефтяных котировок до 80 долларов США за баррель.

Если же они упадут до 35 долларов США, страну ожидает не только экономический и социальный, но и политический кризис. Ресурсов «финансовой подушки» из ФНБ в такой ситуации надолго не хватит.

Поэтому правительству следует готовиться к инфляции в 10%, падению рубля до 85-90 единиц за доллар США и протестам населения. Большинство экспертов сходится во мнении, что вероятность наступления второй волны мирового экономического кризиса наиболее вероятна в 2021-2021 гг.

Это подтверждается наличием важных индикаторов. Тревожные знаки приближения мирового кризиса О приближении очередного мирового кризиса свидетельствует ряд объективных факторов

  • Падение спроса и, как следствие, цен на энергоресурсы.
  • Замедление роста мирового ВВП до прогнозируемого уровня в 0,8%.
  • Развитие торговых войн Китая и США.
  • Раздувание финансовых «пузырей» на крупных фондовых рынках.
  • Окончание 12-летнего цикла с момента последнего кризиса в 2008 году. Именно этот период считается классическим интервалом между волнами глобального кризиса.

Краткосрочные займы в США стали обходиться дороже долгосрочных долгов, что считается самым точным предвестником кризиса. За последние 60 лет он ни разу не обманул аналитиков.

После его появления, глобальная рецессия обычно начинается через 9-20 месяцев, поэтому пик негативных ожиданий приходится на наступающий год. По этой причине крупные инвесторы стараются не рисковать своими капиталами и не торопятся вкладывать деньги в развитие новых проектов. США оказывает мощное влияние на весь мир.

Торможение бизнеса в этой стране оказывает негативное давление на Европу и развивающиеся страны. Спрос на ресурсы и товары падает.

Поэтому сырьевая российская экономика может пострадать одной из первых. РФ тесно связана торгово-финансовыми отношениями со всем миром. Любой ощутимый толчок может вызвать падение её экономики с самыми тяжёлыми последствиями.

Важным фактором мощности кризиса станет развитие противостояния США и Китая. Эскалация торговых войн разрушительно скажется на мировой торговле.

Если перемирие будет достигнуто, кризис может стать лишь кратковременным застоем. В противном случае мировая экономика может потерять около 700 млрд долларов США в течение 1 года. Длительность кризиса наиболее важна для выживания российской экономики. Если он будет краткосрочным, золотовалютных резервов, накопленных Минфином должно хватить, чтобы удержать страну на плаву и нивелировать негативные последствия кризиса.

Если он будет краткосрочным, золотовалютных резервов, накопленных Минфином должно хватить, чтобы удержать страну на плаву и нивелировать негативные последствия кризиса. Низкий внешний долг и бездефицитный бюджет также помогут. Но в случае затяжного кризиса, эти ресурсы быстро исчерпаются, а других возможностей для поддержания стабильности у России нет.

Несмотря на уверения властей в устойчивости национальной экономики, которую они называют «тихой гаванью» в кризисный период, его последствия для страны будут разрушительными

  • Безработица усилится.
  • Чтобы удержать финансовую систему на плаву, регулятор будет вынужден обрушить рубль.
  • Политическая ситуация дестабилизируется.
  • Промышленность и производство затормозятся.
  • Ради наполнения стремительно пустеющего бюджета власти усилят фискальное давление на бизнес и население.
  • Число граждан, проживающих за чертой бедности, резко возрастёт.

РФ так и не стала экономически независимой от внешних поставщиков. Импортозамещение относительно успешно реализовано лишь в сельском хозяйстве. Промышленность всё ещё значительно зависит от зарубежных технологий, оборудования, сырья и комплектующих.

Поэтому девальвация рубля может практически парализовать отечественное производство.

Эксперты полагают, что российское правительство нацелено не на развитие экономики, а сохранение её стабильности.

При этом чиновники признают, что основу благополучия страны по-прежнему составляет экспорт энергоресурсов.

Прогнозирование цен на нефть обещает сохранение их на уровне в 50-55 долларов США за баррель. Пока они не опустятся ниже 40 долларов, власти не увидят повода для волнения. Другими факторами предполагаемой экономической стабильности в 2021 году станут:

  1. финансовые накопления в Фонде Национального Благосостояния, которые в будущем году должны достичь 8,7% от ВВП;
  2. улучшение качества жизни населения за счёт реализации социально важных нацпроектов по развитию здравоохранения, образования и инфраструктуры.
  3. низкий уровень внешнего долга;

Аналитики Центробанка РФ предполагают, что даже если в первой половине года случится скачок инфляции до 6%, он будет кратковременным и вскоре вернётся к запланированному уровню в 4%.

Прогнозирование ситуации на топливном рынке в ближайшие годы сводится к его неустойчивости. Благодаря активной разработке сланцевой нефти и выходу на рынок поставок из развивающихся стран, объём предложения ресурсов постоянно повышается. Однако из-за мировой рецессии спрос на углеводороды в мире падает.

Поэтому вероятность снижения нефтяных котировок до 40 долларов США за баррель весьма высока. В этом случае бюджетная «подушка безопасности» не сможет долго обеспечивать стабильность российской экономики.

Прогноз курса доллара по 80 рублей и стремительная инфляция может стать реальностью уже в будущем году. Не стоит забывать и о давлении санкций.

Их негативное влияние слабо ощущается в моменте, но оказывает мощное разрушительное действие с течением времени. Из-за ограничений отечественные компании лишились доступа к западным рынкам и дешёвым кредитам, необходимость которых будет остро ощущаться в период кризиса. Кроме того, они делают отечественный бизнес токсичным для Запада, и лишают его крупных инвестиций.

Структура национальной экономики РФ остаётся её самым слабым местом. Ориентирование на ресурсы давно изжило себя во всём мире.

Чтобы не снижать обороты, государство тратит огромные деньги на разработку новых труднодоступных месторождений и дорогостоящие трубопроводы для транспортировки нефти и газа в Европу. Замедление российской экономики вызывает всё большее беспокойство специалистов. Темпы её развития только за 2021 год снизились с 2% до 0,7%, и радужных перспектив в ближайшем будущем не предвидится.

Основными причинами экономического спада считаются:

  1. санкционное давление;
  2. сокращение государственного финансирования;
  3. низкий уровень внутреннего спроса;
  4. снижение объёмов частных инвестиций;
  5. замедление мировой экономики;
  6. внешнеполитическая напряжённость;
  7. нестабильность энергетического рынка.

Хоть власти и стараются освободить национальную экономику от энергетической зависимости, её устойчивость всё ещё базируется на доходах от экспорта энергоресурсов. Причём повышение нефтяных котировок не всегда поддерживает российскую финансовую систему, а резкое падение способно привести к её обрушению.

В условиях геополитической нестабильности и высокой опасности введения новых антироссийских санкций, инвесторы бегут с отечественного рынка.

Вернуть их может лишь реформирование бюджетно-налоговой политики и судебно-правовой системы, а также стабилизация внешнеполитических отношений Российской Федерации с соседями и крупнейшими мировыми державами. По мнению экономистов, повысить темп экономического развития можно за счёт улучшения внутренних факторов:

  1. оптимизация кредитной политики;
  2. отказ от избыточного профицита бюджета.
  3. поддержка внутреннего спроса;
  4. снижение государственной зарегулированности в производстве;
  5. стимулирование неэнергетического экспорта;
  6. повышение уровня доходов населения;
  7. ослабление налогового давления на малый и средний бизнес;
  8. привлечение крупных инвесторов;

Одним из средств возрождения экономики может стать возвращение к приватизации. Она поможет быстро и эффективно укрепить частный бизнес.

Иначе все стимулирующие программы просто погрязнут в бюрократической волоките. Экономисты рекомендуют правительству отказаться от консолидации бюджета и накопления резервов в пользу фискального стимулирования экономики.

Причём делать это нужно не с помощью дотаций и субсидий, а посредством снижения налогового бремени и увеличения финансирования производства. Экономисты уверены, что российской экономике пойдёт на пользу налаживание взаимоотношений с соседними республиками.

Стремительно развивающийся Казахстан может стать важным политическим и торговым партнёром, который откроет РФ путь на рынки Азии.

Договариваться с Белоруссией становится всё сложнее, но делать это необходимо, поскольку именно эта республика является последним дружественно настроенным посредником между Россией и Западной Европой. Стоимость её лояльности каждый год повышается.

Однако, зависимость от экономических преференций богатого соседа всё ещё достаточно высока, чтобы оставаться действенным аргументом в спорах. Вопрос урегулирования конфликта с Украиной стоит наиболее остро.

Он стал поводом для обвинения РФ в нарушении международных норм, и введения экономических санкций, медленно, но верно разрушающих её экономику. Поэтому специалисты надеются, что будущий год принесёт, если не завершение этого противостояния, то хотя бы первые шаги по деэскалации конфликта.

Объединение РФ со странами ЕС в противостоянии США может положительно сказаться на общих экономических интересах.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+