Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Нормы административного права регулируют отношения

Нормы административного права регулируют отношения

Основные понятия административного права


Виды административных отношений многообразны. В зависимости от особенностей участников этих отношений выделяют отношения соподчиненных субъектов и отношения несоподчиненных субъектов.К несоподчиненному виду административных связей относится взаимодействие двух и более равнозначных и не находящихся в подчинении друг к другу субъектов исполнительной власти (например, взаимоотношения между министерствами).Соподчиненный вид административных связей может быть представлен в следующих вариантах:

  • Отношения субъекта исполнительной власти (федерального или муниципального) с негосударственными объединениями (коммерческими структурами, социально-культурными объединениями, общественными организациями и др.).
  • Отношения субъекта исполнительной власти (должностного лица) с гражданами. Это может быть как внутренняя, так и внешняя форма соподчинения (например, отношения начальника с подчиненным — внутренняя форма соподчинения, а отношения сотрудника ГИБДД с водителями — внешняя форма соподчинения).
  • Отношения вышестоящего субъекта исполнительной власти с нижестоящими субъектами исполнительной власти, с предприятием (например, отношения Правительства РФ с министерствами и ведомствами).
  • Отношение субъекта исполнительной власти с предприятием (учреждением), не находящимся в его подчинении (например, отношения Министерства образования и науки РФ с вузами).
  • Отношения субъекта исполнительной власти с предприятием (учреждением), не находящимся в его подчинении (например, отношения органов финансового контроля с предприятием). Это внешняя форма соподчинения. Она означает, что исполнитель не находится в прямой зависимости от субъекта исполнительной власти.
  • Отношения субъекта исполнительной власти республиканского (областного) значения с органами местного самоуправления.

Во всех видах управленческих отношений непременно участвует тот или субъект исполнительной власти. Без него управленческие отношения в административном смысле возникнуть не могут, ибо только субъект исполнительной власти имеет полномочия выражать в юридической форме волю и интересы государства, т. е. он реализует на практике в исполнительном варианте государственную власть.Структурно-функциональное выражение государственного управления фиксируется в административно-правовых нормах, в которых непосредственно выражается регулятивная роль административного права.Административно-правовые нормы подразделяются:

  • по уровню обобщенности — общие и специальные. Например, нарушение правил торговли — это общая норма, а нарушение правил торговли огнестрельным оружием — специальная норма. В случае несоответствия общей и специальной норм применяется специальная норма;
  • по целевому назначению — регулятивные и охранительные;
  • по методу воздействия — обязывающие и запрещающие;
  • по степени значимости — законные и подзаконные. Законными они являются, если исходят от органа, имеющего право разрабатывать и принимать законы. Если административные нормы содержатся в нормативных актах органов исполнительной власти, например, постановлениях Правительства РФ, они являются подзаконными;
  • по пределам действия: а) действующие на определенной территории; б) обязательные только для определенного круга лиц; в) внутриаппаратные; г) общеобязательные;
  • по характеру правового режима — материальные и процессуальные. Большинство норм административного права являются материальными, т. е. они юридически закрепляют комплекс прав и обязанностей участников административных отношений. Процессуальные нормы определяют процедуры реализации прав и обязанностей, установленных материальными нормами административного права.
  • по юридической силе — имеющие большую юридическую силу и имеющие меньшую юридическую силу. Это зависит от законодательного органа власти, который принимает эти нормы. Например, нормативно-правовые акты, принимаемые областным законодательным собранием, имеют меньшую юридическую силу, чем законы, принимаемые Государственной Думой Федерального Собрания РФ;

Структура норм административного права аналогична структуре других отраслей права (гипотеза, диспозиция, санкция).

Однако нормы административного права имеют свою специфику.Данные нормы несут в своем содержании двоякую юридическую нагрузку. С одной стороны, они издаются для исполнения и применения их на практике, с другой — для регуляции и регламентации самого процесса правотворчества (например, нормы, устанавливающие порядок разработки и принятия законов, полномочия и статус органов государственной власти и т.

д.).Нормы административного права, как правило, не имеют прямого действия, т.

е. представляют собой общие правила поведения принципиального характера.

Это значит, что они нуждаются в опосредовании их нормами более конкретных подзаконных актов, имеющих локальный характер и учитывающих особенности, а также специфику подразделений, в которых эти нормы должны применяться.Административно-правовые нормы содержат в себе правила поведения, адресованные прежде всего субъектами исполнительной власти. Это не означает, что данные нормы носят чисто «аппаратный» характер.

Они могут быть обращены как к отдельным гражданам, так и к общественным организациям.

Но именно в силу своей направленности на реализацию целей исполнительной власти нормы административного права служат для обеспечения безопасности граждан, общества и государства, а также создают условия для реализации необходимых гражданских прав и свобод.Реализация норм административного права осуществляется несколькими способами:

  • Исключение. Заключается в активных действиях субъектов права по выполнению предписаний, содержащихся в правовых нормах (например, обязанность оплатить проезд, войдя в пассажирский транспорт).
  • Соблюдение. Суть соблюдения состоит в воздержании субъекта от совершения запрещенных действий (например, запрет переходить улицу на красный свет).
  • Использование. При использовании субъект сам принимает решение, пользоваться ему предоставленным правом или нет (например, если гражданин имеет право заниматься охотой, он может не пользоваться этим правом, однако передать свое право охотиться другому лицу нельзя).
  • Применение. Состоит в принятии компетентными органами (управомоченными лицами) юридически властных решений на основе действующих административных норм (например, за несоблюдение правил эксплуатации газового оборудования служба городского газового хозяйства имеет право применения санкции к нарушителям).

Нормы административного права обязательны для всех лиц, на которых направленно их действие. В случае несоблюдения норм административного права наступает административная ответственность.Административная ответственность наступает при наличии административного правонарушения (проступка).

Административный проступок — это посягающие на общественный порядок противоправные, виновные (умышленное или неосторожное) действия или бездействия, которые запрещены административным законодательством.За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

  1. административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
  2. возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  3. конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  4. предупреждение;
  5. дисквалификация.
  6. административный арест;
  7. административный штраф;
  8. лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

Особенности административной ответственности состоят в ее основании, характере санкций, порядке их применения:

  • применении органом (должностным лицом), которому нарушитель не подчинен по службе;
  • в более простой и оперативной, чем в уголовных и гражданских процессах, процедуре рассмотрения дел.
  • менее суровой, чем уголовная, и не влекущей судимости ответственности;
  • в наложении административного взыскания;

Административная ответственность по сравнению с уголовной имеет свой круг субъектов, правомочных рассматривать и разрешать дела об административных правонарушениях.

Если уголовные наказания назначаются только по обвинительному приговору суда, то административные взыскания налагаются весьма значительным кругом субъектов, перечень которых закреплен в Кодексе РФ об административных правонарушениях.Предупреждение — мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица.

Предупреждение выносится в письменной форме.Административный штраф является денежным взысканием и может выражаться в величине, кратной:

  • сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции.
  • стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;
  • минимальному размеру оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения (далее — минимальный размер оплаты труда);

Размер административного штрафа не может быть менее одной десятой минимального размера оплаты труда.Размер административного штрафа, налагаемого на граждан и исчисляемого исходя из минимального размера оплаты труда, не может превышать двадцать пять минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц — пятьдесят минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц — одну тысячу минимальных размеров оплаты труда.Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из стоимости предмета административного правонарушения, а также исходя из суммы неуплаченных налогов, сборов, не может превышать трехкратный размер стоимости соответствующего предмета, суммы неуплаченных налогов, сборов.Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.Применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы.

Лицо, к которому оно применено, считается имеющим взыскание в течение установленного срока. Применять административные взыскания могут должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления.Административное законодательство, согласно Конституции РФ, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ (ст.

72 Конституция РФ). Это означает, что ответственность за совершение административных правонарушений может быть установлена и нормативными актами субъектов РФ.Административное право занимает особое место в системе права Российской Федерации.

Если конституционное право закладывает основные принципы деятельности государственного механизма, то административное право приводит этот механизм в действие, непосредственно закрепляет существующую систему органов исполнительной власти, регулирует государственную деятельность в области внутреннего управления и вытекающие из этой деятельности юридические отношения между властью и гражданами. Административное право закрепляет права личности, дает гражданам гарантии защиты от произвола должностных лиц, устанавливает контроль за деятельностью государственной администрации.Без управления не может существовать ни одно государство.

История показывает, что чем сильнее государственная власть, чем спокойнее и целеустремленнее действуют исполнительные органы, доводя свою волю до законопослушных граждан, обязанных непременно исполнять все законы, тем сильнее, могущественнее держава.

Нормы административного права

» (как и нормы других ) предусматривают установленные , его органами представительной либо , местной администрацией правила должного или возможного поведения , соблюдение которых обеспечивается специальными мерами государственного воздействия. Нормам присущи следующие характерные черты: обеспечение публичных интересов; организующее начало в системе регулирования управленческих отношений; одностороннее властвующее воздействие на субъектов ; принудительность.

прежде всего регулируют общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности и ее субъектов. Вместе с тем нормы административного права регулируют общественные отношения, возникающие в процессе реализации полномочий администрацией органов и администрацией государственных организаций, учреждений, либо тех из них, где доля государственной преобладает. Многие нормы административного права являются регулятором отношений, складывающихся при решении , суда и вопросов подбора кадров, назначения на должности оперативного , определения предъявляемых к ним требований, прохождения службы, ответственности служащих, а также иных внутриорганизационных отношений управленческого характера, входящих в компетенцию данных органов.

Наконец, административно-правовые нормы регулируют отношения, возникающие в сфере деятельности общественных организаций (например, охраны прав ) и негосударственных организаций, предприятий и учреждений (частные нотариусы, аудиторские , ) при осуществлении переданных им государством отдельных государственно-властных полномочий. Итак, административно-правовая норма — это , регулирующая: а) отношения в сфере деятельности органов исполнительной власти, местной администрации, общественных организаций, некоммерческих и иных негосударственных организаций при реализации порученных им отдельных функций ; б) внутриорганизационные управленческие отношения в иных сферах государственной деятельности (органах представительной власти, прокуратуры и суда); в) отношения в области применения административных взысканий и иных мер ; г) отношения в сфере административной юстиции.

имеет государственный характер, поэтому исполнение, применение и соблюдение норм административного права гарантируется не только организационными, разъяснительными, стимулирующими средствами, но при необходимости и мерами государственного принуждения.

На сегодняшнем этапе развития целесообразно разграничивать административно-правовые нормы, направленные на поддержание обороноспособности страны, общественного порядка, общественной безопасности, охрану окружающей природной среды, собирание и других обязательных платежей (охранительные нормы), и административно-правовые нормы, связанные с регулированием деятельности как негосударственных коммерческих организаций, так и общественных организаций, с разрешением возникающих коллективных споров между гражданами, государственными органами, органами местного самоуправления и предпринимателями и пр.
На сегодняшнем этапе развития целесообразно разграничивать административно-правовые нормы, направленные на поддержание обороноспособности страны, общественного порядка, общественной безопасности, охрану окружающей природной среды, собирание и других обязательных платежей (охранительные нормы), и административно-правовые нормы, связанные с регулированием деятельности как негосударственных коммерческих организаций, так и общественных организаций, с разрешением возникающих коллективных споров между гражданами, государственными органами, органами местного самоуправления и предпринимателями и пр.

{регулятивные нормы). Охранительные нормы устанавливают обязательные правила поведения, запреты и ограничения на те или иные действия, регулятивные нормы — использование таких правовых средств, как уведомление о начале деятельности, регистрационный, лицензионный порядок, определение вариантов возможного поведения, заключение административных договоров, стимулирующие, поощрительные нормы и т.

д. Материальные административно-правовые нормы юридически закрепляют комплекс прав и обязанностей, а также ответственность участников регулируемых административным правом управленческих отношений, т. е. административно-правовой статус органов и их .

В административно-правовых нормах регламентируется правовой режим, определяющий деятельность не только органов исполнительной власти и местной администрации, но и других участников управленческих отношений.

Материальные административно-правовые нормы предусматривают запреты и ограничения на ту или иную деятельность (действия), административные санкции за их нарушения и компетенцию соответствующих органов по применению этих санкций.

В соответствии с юридическим содержанием материальные административно-правовые нормы целесообразно подразделить следующим образом:

  • ограничительные нормы (вводящие ограничения на определенную деятельность или действия);
  • обязывающие нормы (предписывающие совершение определенных действий);
  • разрешительные или дозволительные нормы (разрешающие адресату действовать по своему усмотрению); к этой категории норм, например, относятся лицензионные, дозволяющие заниматься определенной деятельностью, в том числе внешнеэкономическими операциями (т. е. деятельность может осуществляться только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным на то государственным органом);
  • запретительные нормы (устанавливающие запреты на ту или иную деятельность или действия;
  • стимулирующие или поощрительные нормы (направленные на стимулирование наиболее актуальных видов наукоемкой, экономической и иной деятельности, обеспечение должного поведения участников управленческих отношений);
  • рекомендательные нормы (не носящие обязательного характера, но предлагающие участникам управленческих отношений тот или иной вариант поведения. Нередко рекомендательные подкрепляются стимулирующими мерами, которые гарантируют применение поощрительных стимулов при избрании рекомендуемого варианта поведения). Процессуальные административно-правовые нормы определяют общие правила, порядок, процедуру нормотворческой, правоприменительной и юрисдикционной деятельности органов государственного управления и других субъектов административного права. В российском законодательстве на сегодняшний момент процессуально урегулированы в основном лишь адми-нистративно-юрисдикционные нормы. Процессуальные нормы регулируют отношения по реальному исполнению положений, содержащихся в материальных правовых нормах, причем в каждом конкретном институте административного права можно обнаружить специфические процессуальные положения и процедуры. Например, в институте к процессуальным нормам относятся: порядок поступления на службу; процедура перемещения служащего и прохождение службы; порядок проведения аттестации; присвоение специальных званий и рангов; дисциплинарное ; процедура увольнения и т. д. По форме предписания административно-правовые нормы подразделяются на императивные (обязательные для исполнения) и диапозитивные (предлагающие несколько вариантов решения). В зависимости от адресата можно выделить административно-правовые нормы, регламентирующие: а) организацию и деятельность механизма исполнительной власти; б) организацию и деятельность местной администрации; в) административно-правовой статус государственных и , должностных лиц; г) организацию и деятельность общественных организаций и иных негосударственных структур по реализации предоставленных им государственно-властных полномочий в пределах этих полномочий; д) организацию и деятельность предприятий и учреждений с преимущественным вложением в них государственных средств; е) административно-правовой статус общественных объединений; ж) административно-правовой статус негосударственных коммерческих организаций; з) административно-правовой статус ; и) административно-правовой статус граждан и административно-правовые средства защиты их конституционных прав, свобод, законных интересов. По масштабам применения административно-правовые нормы могут быть общефедеральными (действующими на всей территории страны), региональными (распространяющими свое действие на территорию субъекта РФ), территориальными (устанавливаемыми органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектов РФ с распространением действия лишь на определенные территории, например районы Крайнего Севера), местными (устанавливаемыми органами местного самоуправления и местной администрацией), локальными (действующими в концернах, консорциумах, объединениях, организациях, предприятиях). По объему регулирования административно-правовые нормы делятся на общие, межотраслевые, отраслевые, внутриотраслевые (распространяющиеся на нижестоящие подведомственные органы исполнительной власти, учреждения, предприятия) и общеобязательные (охватывающие всех участников управленческих отношений). По действию во времени административно-правовые нормы подразделяются на срочные (введенные в действие на определенный ) и бессрочные (срок действия которых заранее не установлен). Законную силу имеют лишь те административно-правовые нормы, которые изданы в пределах компетенции соответствующего органа управления и при этом соблюден предусмотренный законом порядок вступления их в силу в тех случаях, когда это оговорено в законодательстве. © |
  • регистрационные или уведомительные нормы (касающиеся организации и проведения митингов, шествий, демонстраций, регистрации , , предприятий различных видов собственности, субъектов малого );
  • уполномочивающие или управомочивающие нормы (предоставляющие соответствующим органам и их должностным лицам государственно-властные полномочия по реализации специальных функций государственного управления);

Вставить/изменить ссылку

Тема 3. Административно-правовые нормы и правоотношения. Источники административного права.

Юридический подкаст Каталог Тема 3. Административно-правовые нормы и правоотношения. Источники административного права.

1. Административно-правовые нормы и их особенности.

2. Административно-правовые отношения, их особенности, способы защиты. 3. Источники административного права: понятие и виды. 4. Систематизация и кодификация. В систему административно-правового регулирования входят следующие элементы:Административно-правовые нормы, как первичные элементы административного регулирующего воздействия на общественные отношения.Применение норм административного права субъектами права.Административно-правовые отношения – которые создаются в результате действия и применения норм административного права.
В систему административно-правового регулирования входят следующие элементы:Административно-правовые нормы, как первичные элементы административного регулирующего воздействия на общественные отношения.Применение норм административного права субъектами права.Административно-правовые отношения – которые создаются в результате действия и применения норм административного права.

Все эти элементы административно-правового регулирования неразрывны и взаимосвязаны. Как и всякая правовая норма, административно-правовая норма представляет собой установленное или санкционированное государством правило поведения, распространяющееся на неопределенно широкий круг субъектов и рассчитанное на многократное применение. Общность административно-правовых норм с нормами других отраслей права обусловлена тем, что административное право — одна из фундаментальных базовых отраслей российского права, а составляющие его нормы, естественно, отвечают всем общетеоретическим характеристикам и критериям с точки зрения их социально-политической сущности, роли и общественного предназначения.

Но наряду с общностью, имеются и определенные особенности административно-правовых норм по сравнению с нормами других отраслей права.Главная их особенность заключается в их собственном предмете регулирования, в тех общественных отношениях, которые регулируются нормами административного права, о чем говорилось выше.Особенностью является также императивный (повелительный) характер административно-правовых норм, в отличие, скажем, от гражданско-правовых норм, отражающих и закрепляющих равенство и автономию воли участников регулируемых отношений.

Императивный характер административно-правовых норм отнюдь не всегда связан с реализацией государственно-властных полномочий субъектом исполнительной власти. Императивный (повелительный) характер административно-правовых норм нередко заключается в предоставлении гражданам права требовать от властных государственных структур должного в интересах данного гражданина образа действия и поведения.Имеются особенности и в структуре административно-правовых норм. Они, как и все другие правовые нормы, всегда имеют гипотезу и диспозицию, но часто не содержат в составе данной нормы санкции как последствия ее несоблюдения.

Санкции у всех административно-правовых норм, конечно, имеются (санкция является обязательным элементом структуры любой правовой нормы, без санкции правовая норма не существует), но они как бы вынесены за рамки содержания нормы и предусмотрены в других административно-правовых актах, например, в законодательстве о дисциплинарной ответственности, административной ответственности и т.д.По своему характеру и содержанию административно-правовые нормы могут быть обязывающими, запрещающими, уполномочивающими и поощрительными. Большинство административно-правовых норм являются, прямо предписывающими обязанным субъектам постоянно и регулярно совершать определенные позитивные организационные действия (нормы о компетенции государственных органов и их служащих, нормы о порядке формирования органов, о порядке работы с обращениями граждан и др.).Много в административном праве и запрещающих норм, которые устанавливают недопустимые действия (нормы, устанавливающие составы административных правонарушений, правила разрешительной системы и т.д.).К уполномочивающим административно-правовым нормам относятся нормы, предоставляющие определенные права и полномочия органам, должностным лицам и гражданам, которые они могут использовать по своему желанию и усмотрению, а могут и отказаться от их реализации (нормы, предусматривающие возможность осуществлять те или иные управленческие действия по усмотрению субъекта, устанавливающие пределы полномочий, нормы о праве граждан на жалобы и заявления и др.).

Особой разновидностью уполномочивающих норм можно считать и поощрительные нормы, уполномочивающие соответствующих субъектов на применение различных мер поощрения.Общими для всей совокупности административно-правовых норм особенностями являются их огромное по сравнению с нормами других отраслей права количество, а также многочисленность и разнообразие форм их группировки, систематизации и кодификации. Административно-правовые отношения, их особенности, способы защиты.Административно-правовые отношения — это общественные отношения, урегулированные нормами административного права.

Они возникают и изменяются в связи с применением административно-правовых норм. Норма административного права — это предпосылка и необходимое условие возникновения административно-правового отношения. Без административно-правовой нормы не может возникнуть административно-правовое отношение, но, с другой стороны, административно-правовая норма может существовать сама по себе, не вызывая до поры до времени возникновения административно-правового отношения.

Существуют, например, административно-правовые нормы о чрезвычайном положении, о реквизиции, но до наступления определенных условий и обстоятельств они не применяются и не порождают административно-правовых отношений.Административно-правовые отношения наряду со всеми присущими любому правоотношению атрибутами имеют и некоторое своеобразие, отражающее их отраслевые особенности.

Они отличаются от всех других правоотношений, прежде всего своим содержанием, тем, что опосредуют сферу организационной деятельности государства и имеют своей общей целью должную организацию жизнедеятельности гражданского общества, организационное обеспечение его нормального функционирования.Административно-правовые отношения могут существовать только в качестве правовых, в отличие от семейно-брачных, товарообменных, трудовых отношений, которые складываются и существуют объективно, независимо от того, регулируются они нормами права или нет. Государство их лишь опосредует, направляет в нужную сторону, формулируя нормы и формулируя отрасли частного права.

Административно-правовые же отношения могут существовать, только если они урегулированы нормами административного права.Особенностью административно-правовых отношений также является их чрезвычайное многообразие и всеобъемлющий характер. Всякий гражданин становится участником административно-правовых отношений буквально с момента рождения, далее его административная правосубъектность постоянно расширяется и углубляется, и даже после смерти гражданина административно-правовые нормы и отношения оберегают память о нем в законодательстве о погребении, порядке ликвидации мест захоронения, перезахоронения останков и т.д.Виды административно-правовых отношений.

Существуют многочисленные виды административно-правовых отношений по различным классификационным основаниям: по своему характеру — материальные и процессуальные; по характеру взаимоотношений участников этих отношений — вертикальные (между министерством и подведомственными организациями, руководителем и подчиненными), горизонтальные (между двумя министерствами, структурными подразделениями всех других органов исполнительной власти в их внутренних взаимоотношениях друг с другом) и диагональные (между государственным санитарным, пожарным и другими инспекторами и должностными лицами подконтрольных объектов); по характеру порождающих их юридических фактов — отношения, порождаемые правомерными действиями и неправомерными действиями (правоотношение, порождаемое правомерным действием, направлено на реализацию диспозиции правовой нормы, а порождаемое не правомерным действием — на реализацию ее санкции); по продолжительности действия — бессрочные, срочные и краткосрочные; по объему и месту в системе административно-правового регулирования — общие, отраслевые и межотраслевые административно-правовые отношения федерального, регионального и местного уровня.

Существуют многочисленные виды административно-правовых отношений по различным классификационным основаниям: по своему характеру — материальные и процессуальные; по характеру взаимоотношений участников этих отношений — вертикальные (между министерством и подведомственными организациями, руководителем и подчиненными), горизонтальные (между двумя министерствами, структурными подразделениями всех других органов исполнительной власти в их внутренних взаимоотношениях друг с другом) и диагональные (между государственным санитарным, пожарным и другими инспекторами и должностными лицами подконтрольных объектов); по характеру порождающих их юридических фактов — отношения, порождаемые правомерными действиями и неправомерными действиями (правоотношение, порождаемое правомерным действием, направлено на реализацию диспозиции правовой нормы, а порождаемое не правомерным действием — на реализацию ее санкции); по продолжительности действия — бессрочные, срочные и краткосрочные; по объему и месту в системе административно-правового регулирования — общие, отраслевые и межотраслевые административно-правовые отношения федерального, регионального и местного уровня. Структура административно-правового отношения. Под структурой административно-правового отношения понимается совокупность составляющих его взаимосвязанных обязательных элементов, каковыми являются: субъекты административно-правового отношения; объекты административно-правового отношения; права, обязанности и характер связи участников административно-правового отношения; условия возникновения административно-правовых отношений (юридические факты).Субъектами, т.е.

участниками административно-правовых отношений, могут выступать в любом соотношении государственные органы, их структурные подразделения, должностные лица и другие служащие, предприятия, учреждения и другие организации, граждане и их общественные объединения. При этом хотя бы одним из субъектов (участников) любого административно-правового отношения всегда и обязательно является государственный орган, его структурное подразделение или государственный служащий. Между двумя или более гражданами, а также общественными объединениями административно-правовых отношений существовать не может, потому что ни одна из сторон в этих случаях не обладает императивными государственными полномочиями.Объектами административно-правовых отношений выступает все то, по поводу чего эти отношения возникают, складываются и развиваются.

Объектами административно-правовых отношений могут выступать действия и поведение лица; государственное, частное, общественное и личное имущество (регистрация, изъятие, конфискация, приватизация, национализация и т.д.); предметы духовной культуры (в области государственного регулирования культуры, науки и образования); вся совокупность прав, свобод и обязанностей, составляющих административно-правовой статус гражданина в его взаимоотношениях с органами исполнительной власти. Многообъектность административно-правовых отношений тоже выступает своеобразной особенностью этой разновидности правоотношений.У каждого из участников конкретного административно-правового отношения есть субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государственной защитой и возможностью применения административных санкций.В административно-правовых отношениях между их участниками могут применяться многие методы: метод рекомендаций, при котором тот, кому адресуются рекомендации, может их принять, изменить с учетом своих потребностей и возможностей или оставить без последствий; метод согласований, при котором участники взаимно согласуют свои позиции; метод взаимной ответственности субъектов друг перед другом; наконец, все большее распространение получает административно-договорный метод.Условиями возникновения административно-правовых отношений выступают юридические факты, т.е. фактические обстоятельства, служащие основанием возникновения, изменения или прекращения конкретных административно-правовых отношений.

Административно-правовая норма только тогда вступает в действие, когда наступают предусмотренные правом условия ее реализации в виде каких-то событий (рождение, смерть, наступление каких-то чрезвычайных обстоятельств) или действий физических и юридических лиц. Различия между событиями и действиями в том, что события наступают и развиваются независимо от волеизъявления людей, а действия всегда имеют ясно выраженный воленаправленный характер. Действия могут быть правомерными или неправомерными, но и те, и другие порождают административно-правовые отношения, если законодательство придает им статус юридических фактов.

Большинство административно-правовых отношений порождается правомерными положительными действиями физических и юридических лиц, в отличие, например, от уголовно-правовых отношений. Это еще одна специфическая особенность административно-правовых отношений.Кроме материальных административно-правовых норм и административно-правовых отношений существуют также и процессуальные административно-правовые нормы и отношения.Материальные административно-правовые нормы определяют права, обязанности и правомочия субъектов административно-правовых отношений, отвечая на вопрос: что может, должен, обязан (или, наоборот, не может, не должен, не обязан) делать участник соответствующего административно-правового отношения. Но формой жизни закона является процесс его применения, и каждая материальная норма живет лишь в процессе ее применения.

Поэтому каждой группе материальных правовых норм должна корреспондировать соответствующая группа процессуальных норм, устанавливающих порядок применения и реализации материальных правовых норм.Процессуальные нормы, определяя порядок, процедуру реализации материальных правовых норм, отвечают на вопрос: как может, должен, обязан действовать участник соответствующего правоотношения, каким образом он может и должен реализовывать свои права, обязанности и полномочия, предоставленные ему или возлагаемые на него материальной правовой нормой.

Материальные нормы закрепляют в статичной форме права и обязанности участников административно-правового отношения, тогда как административно-процессуальные нормы отражают динамику реализации этих прав и обязанностей, регламентируя порядок и процесс (процедуру) разрешения конкретных индивидуальных дел в различных областях организационной деятельности государства.Административно-процессуальные правоотношения представляют собой такие регулируемые правом общественные отношения, которые складываются по поводу разрешения индивидуально-конкретных дел в управленческой сфере.
Материальные нормы закрепляют в статичной форме права и обязанности участников административно-правового отношения, тогда как административно-процессуальные нормы отражают динамику реализации этих прав и обязанностей, регламентируя порядок и процесс (процедуру) разрешения конкретных индивидуальных дел в различных областях организационной деятельности государства.Административно-процессуальные правоотношения представляют собой такие регулируемые правом общественные отношения, которые складываются по поводу разрешения индивидуально-конкретных дел в управленческой сфере.

Задача административно-процессуальных отношений — обеспечение реализации предписаний материальной нормы, и потому административно-процессуальное правоотношение выступает как средство соответствующего материального отношения.Способы защиты административно-правовых отношений. Понятие защиты административно-правовых отношений означает создание и существование определенных условий и гарантий, которые бы обеспечивали развитие тех или иных правоотношений в точном соответствии с действующим законодательством.

В настоящее время существуют и применяются три основных способа защиты административно-правовых отношений: административный, судебный и договорно-согласительный.Административный способ защиты административно-правовых отношений осуществляется в рамках системы исполнительной власти силами и средствами органов государственного управления и их должностных лиц, которые по жалобе соответствующих субъектов или по своему усмотрению проверяют законность и целесообразность решений и действий подчиненных органов и их служащих, принимая соответствующие меры защиты: приостановление или отмену незаконных или нецелесообразных актов управления, принятие к виновным различных мер дисциплинарного и иного управленческого воздействия и т.д.Судебный способ защиты административно-правовых отношений имеет место там, где вопрос о правомерности или неправомерности решений и действий участников данного административно-правового отношения решается судом по жалобе гражданина, по обращениям соответствующих полномочных органов исполнительной власти или, в установленных случаях, прокурора.В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В Законе РФ

«Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»

установлены четкие основания и сроки обращения в суд с жалобой, порядок и результаты ее рассмотрения.Договорно-согласительный способ защиты административно-правовых отношений реализуется через создание различных согласительных органов (согласительные комиссии, комитеты, группы и т.д.) и использование разно образных согласительных процедур.Президент РФ — говорится в ст. 85 Конституции РФ — может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ.

В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

Система и источники административного права как отрасли права, науки и учебной дисциплины. Административное право, как и любая другая отрасль, имеет свою систему, которая указывает, как, каким образом внутри данной отрасли группируются составляющие ее нормы права.По масштабу действия нормы административного права делятся на две большие группы.

Одна группа административно-правовых норм действует в масштабе всей сферы реализации государственной исполнительной власти, всех отраслей и сфер государственного управления.Другая группа административно-правовых норм действует только в отдельных конкретных отраслях и сферах реализации государственной исполнительной власти (государственного управления). По этому признаку (масштабу действия) административное право как отрасль права делится на Общую часть, которую составляет первая группа административно-правовых норм, масштаб действия и области применения которых охватывают все отрасли и сферы государственного управления, и Особенную часть, которую составляет вторая группа административно-правовых норм, масштаб действия которых ограничен отдельными конкретными отраслями и сферами государственного управления.Внутри Общей и Особенной частей административное право как отрасль права подразделяется на административно-правовые институты, т.е. такие группы норм, которые регулируют отдельные группы однородных и взаимосвязанных отношений: институты административно-правового статуса граждан и общественных объединений; институты органов исполнительной власти, государственной службы; институт административной ответственности; институты административно-правового регулирования в промышленном, строительном, агропромышленном комплексах, образовательном и социально-культурном комплексах и др.Источники административного права и их систематизация.Источники административного права — это нормативные акты, содержащие в себе административно-правовые нормы.

Из нормативных актов складывается эта отрасль права. С точки зрения правовых свойств источников административного права они представляют собой стройный иерархический ряд соподчиненных между собой нормативных актов следующих разновидностей.Конституция Российской Федерации и Федеральные конституционные законы, например, Федеральные конституционные законы «О Правительстве Российской Федерации», «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и другие — это государственные правовые акты с высшими юридическими свойствами, и содержащиеся в них административно-правовые нормы составляют основу и фундамент отрасли административного права.Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, например, Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 21 сентября 1970 г. В соответствии с п. 4 ст. 14 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, и если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.Федеральные кодификационные законы, например, Градостроительный кодекс РФ, Таможенный кодекс Таможенного союза, Кодекс РФ об административных правонарушениях и многие другие кодексы, содержащие в себе нормы административного права.Федеральные системно-инкорпорационные законы, например,

«Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

.Указы Президента РФ по своим правовым свойствам стоят ниже законов.

Они должны издаваться на основе Конституции РФ и федеральных законов в их развитие или для восполнения пробелов в законодательном правовом урегулировании соответствующих областей и сфер государственной и общественной жизни.Нормативные правовые акты Правительства РФ (постановления, распоряжения и другие акты) должны развивать и конкретизировать нормы, содержащиеся в законах, указах Президента РФ и актах Правительства РФ, и быть направлены на их исполнение и претворение в жизнь.Статусные законы и иные нормативные правовые акты высших органов государственной власти субъектов Российской Федерации, например, конституции республик в составе России (Башкортостан, Татарстан и др.), уставы (Основные законы) краев, областей и других субъектов РФ, законы об администрациях или правительствах субъектов РФ и другие.Нормативные правовые акты центральных федеральных и субъектов Российской Федерации органов исполнительной власти (министерств и ведомств) в виде приказов, постановлений, инструкций отраслевого или межотраслевого регулирования.Нормативные правовые акты местных муниципальных органов исполнительной власти также могут быть источниками административного права, но лишь в пределах территории данного муниципального образования.Правовые свойства всех перечисленных источников административного права указывают на иерархическое место каждого из них в системе данной отрасли права, их сравнимость и соподчиненность. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, все другие законы и иные правовые акты РФ и ее субъектов не могут противоречить Конституции РФ и должны соответствовать указам Президента РФ, актам Правительства РФ и высших органов государственной власти субъектов РФ, а также актам центральных органов исполнительной власти, принятых в установленном порядке и в пределах предоставленной им компетенции.Источники административного права отличаются друг от друга не только своими правовыми свойствами, но и формами: кодексы, уставы, положения, правила, инструкции, иные акты текущей законодательной и управленческой деятельности (регламенты, концепции и другие нормативные правовые акты).

Все эти формы источников административного права определяются их внутренней структурой, характером и содержанием объединяемых правовых норм, а не правовыми свойствами каждого из них.Существуют три вида (формы) систематизации административного законодательства: кодификация, инкорпорация, хронологические издания источников административного права.

Кодификация как высшая форма систематизации законодательства предполагает и требует сведения административно-правовых норм в кодексы по различным административно-правовым институтам. Она заключается в таком упорядочении действующего законодательства, при котором перерабатываются, отменяются устаревшие и создаются новые объединяемые кодексом правовые нормы.
Она заключается в таком упорядочении действующего законодательства, при котором перерабатываются, отменяются устаревшие и создаются новые объединяемые кодексом правовые нормы.

Инкорпорация административного законодательства представляет собой такую форму его упорядочения, когда нормативный материал объединяется по каким-либо вопросам в Собрания, Своды, Сборники законодательства и систематизируется в них по определенным рубрикам и темам без какого-то кардинального изменения содержания имеющихся нормативных правовых актов.

Хронологическая систематизация административного законодательства осуществляется в форме периодических изданий «Собрания законодательства Российской Федерации» и «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации».Кроме этого, многие центральные федеральные органы исполнительной власти, например, Министерство образования и науки РФ, Центробанк и другие издают свои отраслевые бюллетени, вестники и прочие периодические издания, в которых публикуются нормативные правовые акты отраслевого масштаба и характера.Официальным периодическим изданием федеральных законов, указов Президента РФ и нормативных правовых актов федеральных министерств и ведомств, затрагивающих права, свободы и обязанности граждан, является также «Российская газета» и Официальный интернет портал правовой информации (pravo.gov.ru) (c 2011 года). Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Автор: Алексей Панов Добавлен: 13.05.2014 05:05:40 Тема 3. Административно-правовые нормы и правоотношения. Источники административного права.

Тема 3. Административно-правовые нормы и правоотношения. Источники административного права.

1. Административно-правовые нормы и их особенности.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+