Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Искусственное дробление закупок по 223 фз ответственность

Искусственное дробление закупок по 223 фз ответственность

Искусственное дробление закупок по 223 фз ответственность

Дробление закупки в рамках 223_ФЗ


Здравствуйте! Скажите, дошкольная организация работает по 223-ФЗ, закупаем продукты питания. Покупали каждый месяц небольшими партиями, так как хранить много товара нет возможности. В связи с изменением закона, немного не понимаем.

можем мы закупать так же до 100 тыс. например молоко, мясо каждый месяц или только в квартал.

Не будет ли считаться это дроблением закупки одного и того же товара.Ни квартал трудно угадать количество, так возможны болезни и количество детей уменьшится, или карантин и тд. Подскажите, как поступит не нарушая закон. спасибо! 10 Ноября 2021, 13:53, вопрос №2582550 Леля, г.

Екатеринбург 500 стоимость вопросавопрос решён Свернуть Консультация юриста онлайн Ответ на сайте в течение 15 минут Ответы юристов (2) 7263 ответа 2097 отзывов Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Юрист, г. Йошкар-Ола Бесплатная оценка вашей ситуации Здравствуйте Леля! Основной документ при осуществлении закупок для организаций, работающих по федеральному закону

«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

от 18.07.2011 N 223-ФЗ это «Положение о закупке», так как указанный закон рамочный.

В соответствии со ст. 3.6 закона: Порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке.Ограничение периодичности закупок до 100 тыс.

руб законом

«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

от 18.07.2011 N 223-ФЗ не установлено.

Указание на размещение сведений в ЕИС о проведении закупок до 100 тыс руб установлено в ст.

4 п. 15 закона — 223 — ФЗ. При этом не указывается суммарный объем закупок до 100 тыс по отношению к общему объему закупок проводимых организацией. Так же посмотрите полезные ссылки: 10 Ноября 2021, 15:46 0 0 получен гонорар 100% 9,6 Рейтинг Правовед.ru 3114 ответов 1466 отзывов Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Юрист, г.
Так же посмотрите полезные ссылки: 10 Ноября 2021, 15:46 0 0 получен гонорар 100% 9,6 Рейтинг Правовед.ru 3114 ответов 1466 отзывов Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Юрист, г.

Петрозаводск Бесплатная оценка вашей ситуации

  1. 9,6рейтинг

Здравствуйте, Леля.

Случаи и порядок осуществления закупок у единственного поставщика согласно ст. 3.6 закона № 223-ФЗ определяются положением о закупке.

В Вашем положении, возможность осуществления закупок у единственного поставщика по договорам до 100 тысяч руб., я так понимаю, предусмотрена. Поэтому, Вы можете осуществлять такие закупки с учетом Вашего положения о закупках. Что касается дробления, то есть практика контролирующих органов, которые предъявляют претензии за дробление заказчикам по закону № 44-ФЗ.

В таких случаях заказчикам нужно обосновать действительную потребность в заключении нескольких договоров вместо проведения закупки конкурентным способом.

Но это практика именно по закону № 44-ФЗ. В связи с чем у Вас возникли вопросы по Вашим закупкам. Есть какие-то претензии от проверяющих?

10 Ноября 2021, 16:28 0 0 Все услуги юристов в Москве Гарантия лучшей цены – мы договариваемся с юристами в каждом городе о лучшей цене. Похожие вопросы 26 Февраля 2016, 22:29, вопрос №1159872 05 Октября 2017, 07:59, вопрос №1770718 05 Декабря 2018, 15:58, вопрос №2189116 05 Февраля 2016, 11:00, вопрос №1130434 19 Февраля 2021, 12:46, вопрос №2265754 Смотрите также

Дробление закупок: новые инструкции от ФАС

Автор: Черданцева Татьяна 12 декабря 2021 Дробление закупок — это преднамеренная разбивка стоимости отдельного заказа на несколько мелких договоров при условии, что заказчику заранее известна потребность в такой продукции или работах на плановый период, и не существует препятствий технологического или экономического характера, которые мешают провести одну процедуру для приобретения всех ТРУ. ФАС выработала единый подход для работы с малыми заказами.

о дроблении госзакупок опубликовала письмо № , в котором рассказала о дроблении крупного заказа на несколько мелких. Ведомство напомнило, что для малых закупок предусмотрены ограничения только по цене контракта и годовому объему.

Лимит на закупку одноименных товаров прописан в 94-ФЗ, который утратил силу. Сейчас в законодательстве этого правила нет.

Поэтому ведомство считает, что само по себе неоднократное приобретение одноименных товаров, работ, услуг у единственного поставщика с соблюдением требований, установленных , не нарушает требования контрактного законодательства. Например, заключение трех договоров от 25.10.2019 на поставку бумаги формата A4 с единственным поставщиком на сумму 290 000 рублей каждый.

Например, заключение трех договоров от 25.10.2019 на поставку бумаги формата A4 с единственным поставщиком на сумму 290 000 рублей каждый.

Главное, чтобы такие действия не были результатом антиконкурентного соглашения.

В о защите конкуренции указано, какие действия ведут к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и расцениваются как антиконкурентное соглашение.

ФАС в письме сослалась на судебную практику с аналогичными выводами о дроблении. Собрали их в таблицу. Несмотря на разъяснения ФАС, рекомендуем дробить закупку осознанно. Если закупаете однородные и идентичные позиции за короткий промежуток времени прямыми контрактами, а не в форме конкурентной процедуры, суды и контрольные органы по-прежнему воспринимают такие действия как искусственное дробление закупки.

ФАС отметила, что однозначно ответственность за искусственное дробление закупок по грозит, если проведете несколько малых закупок для выполнения строительных работ по одной проектной документации или по одному разделу такой документации. В этом случае действия заказчика не соответствуют требованиям и квалифицируются как нарушение .

Ни , ни не содержат понятия «дробление закупки».

Заказчик выбирает способ определения победителя: как конкурентный (аукционы, конкурсы, запросы котировок в электронной форме и т.

д.), так и неконкурентный (договор с единственным поставщиком). Проведение торгов не всегда является более эффективным и результативным способом заказа, по сравнению с единственным поставщиком.

Налицо сокращение временных издержек (для электронного конкурса, аукциона публикация извещения — 7-20 дней, мораторий на срок заключения контракта, к примеру, не раньше 10 дней от даты определения победителя), уверенность в наличии претендента (есть торги, при проведении которых не подают ни одной заявки) и др. Все случаи договора с единственным поставщиком отражены в , и наиболее часто используемый способ — заключение контракта на сумму, не превышающую 300 000 руб.

(п. 4 ч. 1 ст. 93, для отдельных видов образовательных, культурных организаций — по — до 600 000 рублей). По , случаи договора с единственным поставщиком жестко не регламентированы и указываются в положении о закупке.

Заказчик приходит к выводу о целесообразности разбить крупную закупку на мелкие и заключить отдельные договоры с поставщиком по одному объекту, что и означает под собой дробление.
Выделим такие причины и факторы разукрупнения госзаказов:

  • Нежелание составлять полный пакет документов по конкурентной процедуре: единственный поставщик не требует публикации извещения и документации. К примеру, проведение ремонтных работ в медицинской организации на сумму 200 000 руб. Проще заключить два контракта на сумму не более 100 000 рублей, чем составлять и публиковать в Единой информационной системе документацию, содержащую проектно-сметные материалы.
  • Необходимость ускоренной поставки товара, выполнения работ. Как это нередко бывает, просто «горят сроки» и к определенной дате требуется конкретный результат. К примеру, поставка новогодних подарков для нужд образовательной организации на сумму 500 000 руб. Никак не позднее 31.12 ученики должны получить подарки, и заказчик, не организовавший заранее процедуру аукциона, решает заключить два договора на сумму не более 400 000 руб. каждый в целях успешного проведения новогоднего праздника.
  • Наличие выгоды так называемых «откатов» за предоставление государственного или муниципального заказа конкретному претенденту. К примеру, поставка медицинской техники на сумму 500 000 руб. Заказчик не проводит аукцион, а отдает реализацию этого государственного контракта конкретному лицу путем заключения пяти договоров на сумму не более 100 000 рублей, получая определенное вознаграждение от лица исполнителя.

Не стоит думать, что дробление единой закупки на группу однородных, сумма по каждой из которых не превышает предельного значения, установленного отдельными нормами закона, не влечет за собой привлечение к ответственности.

Учитывайте нормы:

  • Гражданское законодательство, . Дробление подразумевает создание притворных сделок, которые совершаются с целью прикрытия единого крупного заказа. По , притворные сделки являются ничтожными (недействительными).
  • Закон о защите конкуренции, . Необходимо соблюдать принцип обеспечения конкуренции, не допускается необоснованное сокращение числа участников.
  • Бюджетное законодательство, . Дробление признается контролирующими органами как нарушение принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств.

Ответственность за нарушение при выборе способа определения поставщика по влечет наложение административного штрафа в размере 50 000 рублей, недопущение конкуренции, по , — аналогичный размер штрафа или дисквалификацию.

Ответственность за дробление закупок по грозит за действия, которые ограничивают конкуренцию. В указано, что необходимо руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам. Поделиться с друзьями Если вы нашли ошибку в тексте, нажмите Ctrl+Enter или Cmd+Enter.
Поделиться с друзьями Если вы нашли ошибку в тексте, нажмите Ctrl+Enter или Cmd+Enter. Мы узнаем о ней и сможем все исправить Материалы, которые могут вас заинтересовать Почтовая рассылка Горячие новости Инструкции и образцы Мы никогда не передадим ваш e-mail кому-либо Подписаться © 2021 Подписаться

Дробление закупки по 223-ФЗ

Из этой статьи вы узнаете:

  1. Какая предусмотрена ответственность за дробление закупки по 223-ФЗ
  2. Почему заказчикам выгодно использовать практику дробления закупки по 223-ФЗ
  3. Судебную практику относительно применения дробления закупки по 223-ФЗ
  4. Какие признаки указывают на искусственное дробление закупки по 223-ФЗ
  5. Мнение ФАС о дроблении закупок по 223-ФЗ
  6. Чем дробление закупки по 223-ФЗ отличается от выделения лотов
  7. Стоит ли заказчикам практиковать дробление закупки по 223-ФЗ

Дробление закупки по закону 223-ФЗ – процедура, которую нередко применяют заказчики при нежелании проводить громоздкие аукционы, конкурсы, запросы котировок, вместо этого используя возможность закупки у единственного поставщика, размещая несколько заказов.

На такие действия ФАС зачастую закрывает глаза.

Однако искусственное дробление закупок, проводимых конкурентным способом, – это уже существенное нарушение.

У контролирующих органов есть свое мнение по поводу того, как различать искусственное дробление. Имеются определенные признаки, указывающие на это. Также есть официальные письма ФАС и судебная практика, помогающие трактовать ту или иную процедуру закупки не в пользу заказчика.

Почему заказчикам выгодно использовать практику дробления закупки по 223-ФЗ

Организация тендера всегда сопряжена с серьезными временными затратами, при этом никто не может дать заказчику гарантии, что хотя бы одна компания подаст заявку на участие.

По этой причине торги считаются не самым эффективным способом приобретения ТРУ, особенно часто такая позиция встречается среди представителей контрактной службы. Закон позволяет осуществлять закупку без проведения конкурса, но сумма соглашения не должна при этом превышать 100 тысяч рублей.

Случаи, допускающие работу с одним исполнителем, содержатся в законе 44-ФЗ, тогда как законодательный акт № 223 не регламентирует подобные ситуации. Поэтому часто заказчики полагают, что разумнее всего прибегнуть к дроблению одной закупки по 223-ФЗ на несколько небольших, подписав сразу ряд соглашений.

Разбивая заказ на части, заказчики стремятся:

  1. Упростить процедуру. Не всегда покупатели готовы заниматься формированием полного пакета документов, публиковать сведения на портале ЕИС, выжидать установленный период времени после завершения торгов, чтобы получить возможность подписать договор.
  2. Сократить сроки предоставления ТРУ. Это наиболее актуально перед Новым годом, когда организациям не хватает времени, чтобы закупить подарки.
  3. Извлечь выгоду. Практика знает немало ситуаций, когда заказы дробились ради получения «отката». Контрактный управляющий может заменить выбор исполнителя договора на 500 000 рублей в формате аукциона на пять контрактов по 100 000 рублей с конкретной организацией. За такую услугу заказчику полагается вознаграждение от поставщика.

Прежде чем приступить к дроблению закупки по 223-ФЗ, важно просчитать, насколько такой подход будет результативен. Иначе проверяющие инстанции могут приравнять его использование к попытке мошенничества.

Чем дробление закупки по 223-ФЗ отличается от выделения лотов Использование лотов представляет собой разделение закупки на составляющие. Для каждого лота размещается собственное извещение, прописывается объект закупки, НМЦК вместе с обоснованием, размер обеспечения заявки, сроки, другие положения по предоставлению ТРУ, а также сумма обеспечения выполнения работ.

Часть 6 ст. 24 закона 44-ФЗ устанавливает перечень торгов, для которых не допускается дробление заказа на лоты:

  1. запрос предложений;
  2. открытые, закрытые процедуры в электронном формате.
  3. запрос котировок;

Несмотря на то, что для каждого лота подписывается свой договор, такой подход не является дроблением, поскольку для выбора исполнителей применяется конкурентный формат.

Мнение ФАС о дроблении закупок по 223-ФЗ Дроблением закупок считается преднамеренное разделение суммы заказа на ряд не таких крупных договоров. При этом заказчик точно знает о потребности в данной продукции или услугах в течение планового периода, а также отсутствуют препятствия технологического или экономического характера, которые не позволяют осуществить единую закупку всего объема ТРУ.

При этом заказчик точно знает о потребности в данной продукции или услугах в течение планового периода, а также отсутствуют препятствия технологического или экономического характера, которые не позволяют осуществить единую закупку всего объема ТРУ. Антимонопольная служба использует единый подход для работы с малыми заказами. Так, ведомство опубликовало письмо № ИА/100041/19 от 14.11.2019 г., посвященное дроблению крупных договоров на несколько мелких.

Согласно данному документу, при проведении малых закупок ограничиваются только такие характеристики, как цена соглашения и годовой объем.

Максимальные пределы поставки одноименных товаров ранее устанавливались законом 94-ФЗ. После того как он утратил свою силу, подобной нормы не существует.

Читайте также:

«Обязанности специалиста по закупкам: что в них входит?»

Поэтому позиция ведомства такова: неоднократная закупка одноименных ТРУ у единственного поставщика не вступает в противоречие с нормами контрактного законодательства, если выполняются требования п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 закона 44-ФЗ.

В качестве примера можно привести подписание трех контрактов от 25.10.2019 г. по 290 000 рублей на поставку бумаги формата A4 с одним исполнителем. При использовании подобного подхода важно, чтобы он не стал результатом антиконкурентного соглашения.

Статья 16 закона 135-ФЗ от 26.07.2006 г.

фиксирует список действий, приравниваемых к такого рода соглашению, так как они ведут к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В письме Антимонопольной службы перечислены примеры из судебной практики с аналогичными выводами о дроблении закупок по 223-ФЗ, которые можно скачать: Решение Ставропольского краевого суда от 23.05.2018 г. по делу № 7-339/2018 Решение Владимирского областного суда от 02.03.2018 г.

по делу № 11-39/2018 Решение Смоленского областного суда от 18.06.2017 г. по делу № 21-236/2017 Решение Верховного Суда Республики Алтай от 05.06.2014 г. по делу № 21-35/2014 Несмотря на приведенные разъяснения, лучше разумно подходить к разделению закупки.

Дело в том, что суды и контролирующие инстанции все еще считают искусственным дроблением приобретение однородных, идентичных позиций в короткие сроки без использования конкурса. К ответственности за искусственное дробление по 44-ФЗ обязательно привлекаются организации, проводящие сразу ряд малых закупок для осуществления строительства по одной проектной документации/одному ее разделу. То есть заказчик не выполняет нормы закона 44-ФЗ, поэтому его действия приравниваются к нарушению закона 135-ФЗ.

Какие признаки указывают на искусственное дробление закупки по 223-ФЗ Контролирующие инстанции могут заинтересоваться закупками малого объема, если в них:

  1. между датами заключения соглашений прошел небольшой срок;
  2. по контрактам поставляются одинаковые ТРУ.
  3. все договоры подписаны с единственным исполнителем;

Но не всегда при выполнении перечисленных условий речь идет об искусственном дроблении. Всегда существует вероятность, что имеются весомые причины для выбора такого подхода.

В подобном случае покупателю важно грамотно объяснить проверяющим причины для подписания сразу ряда соглашений.

Так, основанием может стать отсутствие площадей для хранения большой партии товара.

Особенно это актуально, когда продукция должна содержаться при определенных показателях температуры и влажности.

Чтобы избежать ее порчи, заказчик может принять решение о закупке по мере появления потребности. Какая предусмотрена ответственность за дробление закупки по 223-ФЗ Проверяющие могут прийти к заключению, что закупку неправомерно разделили, чтобы избежать проведения конкурса.

Тогда покупателя призовут к ответственности.

Высока вероятность, что его ждет штраф в рамках КоАП РФ за дробление закупки по 223-ФЗ и неправильный выбор подхода к определению второй стороны сделки.

В наиболее серьезных случаях заказчика могут привлечь к уголовной ответственности. Допустим, контрактный управляющий отказался от проведения аукциона в пользу дробления большого контракта на мелкие, чтоб заключить их с единым поставщиком.

Проверяющие могут посчитать, что у специалиста есть личная заинтересованность в использовании такого формата закупки. Данные действия могут считаться злоупотреблением в сфере закупок или превышением должностных полномочий.

Следующие нормативные акты закрепляют ответственность за искусственное разделение закупки на части:

  1. Закон 135-ФЗ о защите конкуренции требует, чтобы во время закупок заказчики придерживались принципа обеспечения конкуренции. Статья 15 данного законодательного акта запрещает сокращать количество потенциальных исполнителей, если для этого нет веских оснований.
  2. Статья 170 ГК РФ гласит, что речь идет о заключении ряда притворных сделок, призванных скрыть единую крупную закупку. Согласно ч. 2 ст. 170 ГК РФ, такие сделки считаются ничтожными.
  3. Статья 34 бюджетного законодательства устанавливает, что подобные действия приводят к снижению эффективности расходования бюджетных средств.

За нарушения норм выбора формата закупки предусмотрена ответственность (ч. 2 ст. 7.29 КоАП), а именно штраф – 50 тысяч рублей.

Тогда как ограничение конкуренции (по ст.

14.32 КоАП) карается аналогичным штрафом или дисквалификацией.

ФАС считает, что из-за дробления закупок по 223-ФЗ становится невозможной нормальная конкуренция между поставщиками.

Часть 1 ст. 3 закона 223-ФЗ гласит, что дискриминация потенциальных исполнителей недопустима.

Если проверяющие устанавливают наличие сговора и подкупа представителя заказчика, исполнитель привлекается к ответственности – ему грозит уголовная ответственность и немалый срок.

Вне зависимости от того, имел ли место сговор заказчика и поставщика, для последнего интересующий нас подход тоже несет в себе некоторые риски. Основная опасность состоит в том, что продавцу могут не оплатить его услуги.

Дело в том, что ряд мелких однотипных закупок обычно привлекает внимание контролирующих инстанций, а после проведения проверки действия заказчика могут приравняться к неправомерным.

В результате заключенные контракты считаются недействительными, а значит, выплаты по ним не производятся. : судебная практика Рассмотрим примеры из судебной практики:

  1. Поставщик требовал расчета за предоставленные услуги, но получил отказ от судебных органов, в том числе от Верховного Суда. Дело в том, что исполнителю не полагается оплата, если стороны не заключили договор – в данном случае услуги закрывались по актам. Суммы каждого контракта находились в пределах 100 000 рублей, поэтому ситуация могла быть приравнена к закупке у единого поставщика. Однако акты были подписаны одновременно, а идентичные услуги относились к одному мероприятию. Заказчик не смог привести основания, ставшие причиной для отказа от проведения конкурса (из Определения ВС № 305-ЭС19-6610).
  2. Суд посчитал лишенным юридической силы решение ФАС о нарушении 223-ФЗ заказчиком, решившим искусственно разделить договор на два для осуществления оценки технического состояния аттракционов. Дело в том, что в рамках административного дела ведомство не привело правовых норм, по которым нельзя заключать два соглашения с одним поставщиком. Кроме того, не было доказательств искусственного разделения договоров.
  3. Согласно решению суда, покупатель не имел права на дробление закупки по 223-ФЗ. Он заключил с поставщиком восемь сделок, чтобы разбить договор по 44-ФЗ на части, не превышающие 100 тысяч рублей. Той же датой продавец выполнил свои обязательства по договорам. Арбитражный суд Волго-Вятского округа установил: таким образом были нарушены законы 44-ФЗ, 135-ФЗ. Согласно постановлению по делу № А38-7831/2017 от 17.04.2018 г., все договоры являлись составляющими единой сделки, которая была искусственно раздроблена. Заказчику не стоило использовать данный подход, так как у него было время, необходимое для осуществления конкурса. В результате у одного исполнителя оказалось преимущество перед другими потенциальными продавцами.

Читайте также: «Одностороннее расторжение контракта по 44-ФЗ заказчиком: основания и алгоритм действий» Отметим, что случаи дробления соглашений с одним исполнителем не так часто становятся предметом изучения контролирующих инстанций. Ведь в этом случае недовольные поставщики редко подают жалобы, чего не скажешь о конкурентном формате.

Стоит ли заказчикам практиковать дробление закупки по 223-ФЗ В законе 223-ФЗ отсутствует прямой запрет на разделение закупок. Однако если вы хотите таким образом приобрести ТРУ у единственного исполнителя, лучше отказаться от подобного решения.

В процессе вынесения решений о раздробленных закупках суды и контролирующие инстанции отталкиваются от ряда законодательных норм. Согласно последним, во время закупки заказчики обязаны:

  1. сокращать издержки и эффективно расходовать средства на собственные нужды;
  2. в срок публиковать сведения о процедуре;
  3. соблюдать права участников закупки, не ограничивая конкуренцию;
  4. выдвигать только соизмеримые требования к потенциальным исполнителям, о чем сказано в ч. 1 ст. 3 закона 223-ФЗ.

Жалобы на покупателя рассматриваются с учетом норм закона 135-ФЗ от 26.07.2006 г. Данный акт запрещает ограничивать конкуренцию при проведении торгов и при запросах, а также обеспечивать некоторым участникам преимущества без весомых оснований для этого (ч.

1 ст. 17 закона 135-ФЗ). Данная норма действует для государственных и коммерческих закупок (ч.

5 ст. 17 закона 135-ФЗ). Так как законодательный акт № 223-ФЗ не запрещает напрямую заключать несколько договоров до 100 тысяч рублей, иногда заказчику удается избежать штрафных санкций.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+